Перепродажа зерна ндс. Работа по новым правилам. Оформление покупки у физического лица

С 1 июля на зерновом рынке начала действовать новая концепция, предложенная Федеральной налоговой службой.

Аграрии говорят о параличе рынка: зерно, фактически, невозможно продать. Экспортёры, напротив, уверены, что провала нет, а рынок успел перестроиться. О перспективах текущего сезона рассказали на Налоговом форуме в Ростове-на-Дону 6 июля.

Когда к микрофону вышла начальник отдела анализа налоговых рисков и планирования налоговых проверок контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич, сидящие в зале как по команде включили смартфоны на видеозапись. Вероятно, все ожидали такой же бурной дискуссии, как на зерновом раунде в Геленджике, ролики с которого разошлись в соцсетях. Но встреча в РИНХе прошла относительно спокойно.

Возможно, из-за того, что шок от первых заявлений прошёл. Или благодаря модератору Вадиму Засько, который сразу пресёк попытки задавать вопросы из зала. «У нас тут не майдан», - заявил он, и зал как будто потух: потерялась сама идея форума как публичного обсуждения. Стало ясно, что обсуждать, в общем-то, уже нечего.

Напомним вкратце ход событий. 19 мая ФНС России предложила участникам зернового рынка принять хартию в сфере оборота зерна. Суть её заключается в том, чтобы отказаться от услуг посредников и закупать зерно у производителей напрямую. По мнению налоговой, это должно очистить рынок от серых схем по необоснованному возмещению НДС, которыми пользовались недобросовестные посредники.

Потери бюджета от таких схем составляют порядка 65 млрд рублей при экспорте зерна и масла и ещё 100 млрд рублей от неуплаты НДС на внутреннем рынке, - озвучила масштабы проблемы Варвара Бурлевич.

Дискуссия о том, нужна хартия или нет, уже не идёт, - высказал своё мнение Николай Демьянов, директор департамента маркетинга ООО «Международная зерновая компания». - Мы уже живём в хартии, понимаем последствия её нарушения и готовы к ним. Принцип один: нельзя воровать НДС (зал дружно захлопал. - Прим. авт.). Конъюнктура сейчас хорошая. Хотя производители этого ещё не почувствовали (все ухмыльнулись. - Прим. авт.). Но провала в закупках, которого все боялись, нет (зал зашушукался. - Прим. авт.).

Обращения сельхозпроизводителей в редакцию, скорее, говорят о другом: желающих купить зерно у фермеров практически нет. Продать выращенную продукцию трейдерам с поля невозможно из-за сложностей с доставкой и оформлением карантинных сертификатов. Как бы ни относились представители налоговой к деятельности компаний-посредников, против которых направлена хартия, они выполняют на рынке важную функцию - аккумулируют партии зерна определённого объёма и качества, берут на себя хлопоты с документацией и быстро рассчитываются с аграриями. Получилось так, что в борьбе государства за чистоту рынка пострадали именно рядовые фермеры, которым теперь некуда сбыть зерно и нет денег на продолжение уборочной кампании.

Любое лечение неприятно пациенту, но в конечном итоге наши усилия направлены на то, чтобы развивать АПК, - пыталась переубедить всех собравшихся Варвара Бурлевич. - После очистки рынка мы готовы отказаться от налоговых проверок. А прямые поставки трейдерам сулят сельхозпроизводителям более выгодные цены.

Варвара Бурлевич озвучила новые правила, по которым теперь предстоит жить зерновому рынку. Если продукция поставляется без НДС (а это 85% рынка), её должны покупать без НДС по прямым договорам или по «агентской» схеме. То есть посредник выступает агентом производителя, сделка должна быть полностью прозрачной, чтобы можно было проследить, кто произвёл, кто доставил зерно, по какой цене и какова сумма агентского вознаграждения.

В качестве варианта трейдерам предложено открыть отдельную фирму на упрощённой системе налогообложения и закупать зерно небольшими партиями (лимит остаточной стоимости основных средств для таких компаний не может превышать 150 млн рублей).

По итогам третьего квартала мы рассчитываем увидеть закупки зерна без НДС, - заявила Варвара Бурлевич. - В основном рынок уже перестроился, но мы видим, что посредники с НДС ещё остались. У нас есть договорённость с банками. Если банк видит, что расчёты идут с «техническими» организациями (фирмами-однодневками. - Прим. авт.), расчётно-кассовое обслуживание таких счетов приостанавливается. Далее будут возбуждаться уголовные дела.

Я хотел бы отметить потрясающую работу ФНС России, - прокомментировал со сцены эти требования бизнесмен Кирилл Подольский. Ранее он владел группой компаний «Валинор», занимавшейся производством и экспортом зерна. - В 2007-2008 годах я пережил глобальную налоговую проверку с огромными доначислениями. Сейчас изменился не только уровень профессионализма работников налоговой службы, но и их подход к плательщикам. Поверьте, возможности ФНС сейчас позволяют спокойно снести весь рынок. Но они решили вносить изменения поэтапно. Предложили вам добровольно (в этом месте Кирилл Подольский выразительно кашлянул. - Прим. авт.) перейти к нормальным методам работы, дали шанс всё изменить в лучшую сторону. Лучших условий они предложить рынку просто не могли.

«Галёрка», где сидели фермеры, зашуршала: эти слова и новые правила игры обращены к трейдерам, а не производителям сельхозпродукции. Между тем, именно они сейчас больше всего нуждаются в разъяснениях, как жить дальше.

Вопрос о том, куда же аграриям сбывать зерно, задала фермер из Мартыновского района Татьяна Трегубова.
- Человек, у которого всего 150-200 га земли, не может самостоятельно оформить столько документов, чтобы напрямую продавать зерно экспортёрам. Я работаю с НДС, если я куплю зерно у 5-10 производителей и перепродам его трейдерам, при этом я заплачу НДС, что мне за это будет? - спросила Татьяна Трегубова.

Варвара Бурлевич пояснила, что борьба налоговой направлена против компаний-посредников. «А сельхозпроизводителей вообще не трогают». У сельхозпроизводителя есть возможность закупать и продавать продукцию в пределах 30% от оборота. Значит, подобная кооперация может быть законным выходом из ситуа-ции.

Однако в дальнейшем, отвечая на вопросы журналистов, Варвара Бурлевич заявила, что площадки по отмыванию НДС могут переместиться на базу сельхозпредприятий. Налоговая это понимает и будет внимательно следить за чистотой подобных сделок.
Резонный вопрос: почему именно сейчас, перед началом уборки задумали наводить порядок на зерновом рынке. Получается, раньше государство закрывало глаза на серые схемы?

Государство не закрывало глаза, но сложно было доказывать незаконность подобных операций, - объяснила Варвара Бурлевич. - Без правоохранительных органов сделать это было невозможно, мы шли в суды, но часто их проигрывали. А наводить порядок мы начали давно, с внедрения системы учёта АСК НДС 2, которая позволяет отслеживать разрывы в финансовой отчётности компаний. Далее мы стали внедрять концепцию СУП (система управления поведением налогоплательщиков) на всех рынках поэтапно. Первыми были рынки бытовой техники и алкоголя. То, что мы работаем с рынком в целом, а не с отдельными его участниками, - более эффективно, так как в этом случае мы защищаем интересы честных игроков рынка.

По мнению Варвары Бурлевич, в связи с принятием новых правил более половины сельхозпроизводителей могут перейти с единого сельхозналога на общую систему налогообложения, так как в этом случае они смогут продавать свою продукцию на 10% дороже. Чтобы стимулировать закупки зерна у производителей, на сайте донского минсельхозпрода опубликован реестр, в котором перечислены все компании по производству зерна.
- Некоторые игроки рынка потеряли связь с сельхозниками из-за того, что раньше они работали через посредников. Теперь связь придётся восстанавливать. В реестре указано, какие культуры производят предприятия, какой режим налогообложения применяют, - объяснила Варвара Бурлевич.

Руководитель управления ФНС России по Ростовской области Дмитрий Фотинов заявил, что в помощь сельхозпроизводителям сотрудники учреждения разработали методические рекомендации для бухгалтеров фермерских хозяйств, а также собрали образцы договоров, по которым необходимо совершать сделки покупки и продажи зерна. Методички разосланы в территориальные органы налоговых служб.

Ожидает своего решения и проблема оформления карантинных сертификатов. Напомним, ранее Agrobook.ru сообщал, что замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Горбанева рассказала, что ведомство направило в Правительство РФ предложение о внесении изменений в ФЗ «О карантине растений». Зерно относится к подкарантинной продукции и каждая его партия, выпущенная в оборот, должна сопровождаться карантинным сертификатом.

В настоящее время объём одной партии ограничивается одним транспортным средством.

Это высокая нагрузка на сотрудников Россельхознадзора, возникают очереди грузоотправителей. Для снижения финансовых потерь мы просим внести изменения в федеральный закон и разрешить осмотр зерна на складе, а сертификат оформлять на партию объёмом свыше тысячи тонн, - пояснила Ольга Горбанева.

НДС. Если экспортная сделка не подтверждена документально, то НДС требуется начислить и оплатить на дату отгрузки товаров. При экспортной поставке допускается составление УПД вместо счета-фактуры. В документах указывается нулевая ставка налога. В случае поставки в страны ТС, подтверждение (пакет документов) требуется передать в ФНС до окончания 180 дня с даты отгрузки покупателю. Основными документами, которые подтвердят факт экспортной сделки, являются:

  • Контракт на поставку;
  • Товарно-транспортные документы;
  • Накладные на товар (отгрузка), УПД, счет-фактура;
  • Заявление на ввоз и уплату косвенных налогов;
  • Декларация по экспортной сделке.

Подобные сделки регулируются соглашением между Россией и странами союза, принятым в 2010 году.

Учет ндс при экспорте товаров в 2018 году

При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). При реализации товаров, компании-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДАННЫХ ИЗ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «АСК НДС-2» Важно! Это означает, что с 1 января 2018 г. реализация лома и отходов черных и цветных металлов не относится к разряду льготируемых операций.

Онлайн журнал для бухгалтера

Наиболее масштабные изменения внесены в порядок исчисления НДС. Проанализируем наиболее значимые из них. Под занавес уходящего года законодателями подготовлен ряд изменений по НДС.


АУТСОРСИНГ БУХГАЛТЕРИИ Изменения в части определения места реализации услуг Проблема правильности определения места реализации работ (услуг) для целей исчисления налоговой базы по НДС актуальна для налогоплательщиков, заключающих контракты с иностранными организациями. В том случае, если местом реализации выполненных работ, оказанных услуг является территория РФ, то по данной сделке необходимо исчислить и уплатить налог в бюджет.

Напомним, что оказание услуг, выполнение работ облагается НДС в случае, если местом их реализации признается территория РФ (ст.148 НК РФ). Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ внесены изменения в п.1 ст.

148 НК РФ. В действующей редакции до 01.01.2018 г.

Уплата ндс сельхозпредприятиями на есхн с 1 января 2018 года

Внимание

НДС – один из тех видов налогов в Российской Федерации, для которого не существует какой-то единой ставки. А потому он может вызывать наибольшее количество затруднений у предпринимателей и бухгалтеров.


В этой статье мы подробно расскажем о каждом значении налога и, тем самым, объясним, как правильно выбрать ставку НДС в 2018 году в России (таблица). Подписывайтесь на бухгалтерский канал в Яндекс-Дзен!
  • 1 Есть выбор, но не свободный
  • 2 Нулевой налог
  • 3 Пониженный налог
  • 4 Стандартный налог
  • 5 Расчетные ставки: 10/110 и 18/118
  • 6 Налог в счете-фактуре

Есть выбор, но не свободный На самом деле, налоговые ставки НДС могут принимать три, если не пять разных значений.

Российских аграриев в 2018 году обяжут платить ндс

Это могут быть, например, счета-фактуры, которые подтвердят правильность заполнения декларации по НДС в ходе ее камеральной проверки (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Кроме того, налогоплательщикам рекомендуется переводить все документы, направляемые для подтверждения льготной ставки в ИФНС, на русский язык, т.

к. вся первичка должна быть составлена на русском языке и иметь построчный перевод (п. 9 приказа

Важно

Минфина России от 29.07.1998 № 34н в ред. от 11.04.2018). Нулевая ставка НДС используется в следующих случаях… Итак, случаи, когда применятся нулевая ставка, следующие:

  • при оказании услуг международной перевозки товаров морским, речным, железнодорожным транспортом, самолетами и автомобилями;
  • при транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов, а также природного газа за пределы РФ с учетом особенностей пп.

2.2, 2.3 ст.

Ставка ндс 2018

Покупатели — налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет. При этом налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, вправе заявить налоговый вычет (п.1 ст.169 НК РФ).

Это означает, что фактически покупателем товаров НДС не будет уплачиваться в бюджет (абз.1 п.3 ст.170 НК РФ). ОТВЕЧАЕМ НА ТРЕБОВАНИЯ ПО НДС С УЧЕТОМ НОВЫХ ПРАВИЛ Изменен перечень операций, освобожденных от налогообложения Федеральными законами от 18.07.2017 г.

№161-ФЗ, от 14.11.2017 г. №316-ФЗ дополнен п.2 ст. 149 НК РФ. С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение аттракционов в океанариумах (пп.20 п.2 ст.149 НК РФ).

Нулевая ставка ндс и вычеты при экспорте товаров в 2018 году

По мнению Александра Лемчика, управляющего партнера юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры», долгосрочный эффект от предоставления такой возможности аграриям будет отрицательным, поскольку им придется столкнуться с необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают не по истечении нескольких лет, а каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС. Председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко отметил, что в последние годы между закупщиками и производителями зерна возникло очень много посредников, которые по факту не уплачивали НДС.

«В связи с этим возникло компромиссное решение между правительством и участниками рынка, чтобы определить тех, кто может работать с НДС, а кто - без него.

Изменения в порядке исчисления ндс в 2018 году (1 часть)

На практике этот налог рассчитывают по пяти различным ставкам:

  • 10/110;
  • 18/118.

Нулевой налог В первом пункте статьи 164 Налогового кодекса указаны категории операций, которые освобождены от уплаты рассматриваемого налога. Но так как по закону совсем не отчислять деньги в бюджет они не могут, есть такая ставка НДС 0 процентов.


В первую очередь, под эту величину попадают компании, которые будут продавать товары за границей. Подробно в этой части нулевая ставка НДС при экспорте расписана в статье 165 Налогового кодекса. Правда, есть немаловажное условие. Так, ставка НДС – 0 – при экспорте положена только в том случае, если компания докажет, что ее товары ушли за границу. Для этого надо подать в налоговую инспекцию соответствующий набор документов. Однако в части экспорта с 2018 года можно отказаться от нулевой ставки.

Оплата и возврат ндс при экспорте товаров в 2018 году

Специфика данного налога в том, что в отдельных случаях возможен возврат налога, в чем особенности этой процедуры необходимо знать. Содержание

  • 1 Возврат НДС: когда это возможно
  • 2 Требуемые документы
    • 2.1 Некоторые особенности применения нулевой ставки
  • 3 Варианты возврата НДС
  • 4 Пошаговый алгоритм действий при возврате НДС
    • 4.1 Этап 1
    • 4.2 Этап 2
    • 4.3 Этап 3
    • 4.4 Этап 4
    • 4.5 Этап 5
    • 4.6 Этап 6
    • 4.7 Этап 7
    • 4.8 Этап 8
  • 5 Нулевая ставка НДС при экспорте в страны Таможенного союза
  • 6 Вывод
  • 7 Видео: НДС при экспорте

Возврат НДС: когда это возможно Любые внешнеэкономические контакты с зарубежным партнерами сопряжены с экспортом товаров за пределы страны.
Камеральная проверка имеет следующую специфику:

  1. Проверка компании экспортера на право ведения подобной деятельности.
  2. С особой тщательностью осуществляется проверка реорганизованных компаний, которые сменили место нахождения офиса.

Расхождения в результате проверки нежелательны, ведь в таком случае нулевую ставку не разрешат применить. В дальнейшем подавать пакет документов на ее применение разрешено, но опять же процесс проверки будет такой же.

Случается, что в отведенный срок документы не предоставляются, многих предпринимателей интересует, произойдет ли возврат НДС при экспорте. В таком случае варианты такие:

  • Начисляется налог в размере 10 или 18%.

Для оформления такой льготы должны предоставляться документы:

  1. Экспортный контракт.
  2. Заявление касательно ввоза и оплаты косвенных налогов.
  3. Товаросопроводительные документы.
  4. Выписки из банка, что подтверждают получение выручки.

Процесс этот нельзя назвать простым, ведь требуется предоставить пакет документов и пройти проверку налоговой, преодолевая бюрократические преграды на пути. Видео: НДС при экспорте Добавить комментарий Популярные статьи Особенности и ставки вывозных таможенных пошлин Ставки вывозных таможенных пошлин 2018; Типы платежей; Каковы конкретные объемы…

Что нужно учесть налогоплательщику, реализующему сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ?

По общему правилу по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п. 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Особый порядок исчисления налоговой базы.

Согласно п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Суть особого порядка, установленного данным пунктом, заключается в том, что исчисляется с межценовой разницы и с использованием расчетных ставок – 10/110 или 18/118. Добавим, на многие виды продукции, закупаемой у физических лиц, распространяется п. 2 ст. 164 НК РФ, то есть они облагаются НДС по ставке 10%.

Налоговая база (или межценовая разница) в анализируемой ситуации рассчитывается по формуле:

Указанный порядок позволяет уплачивать НДС с реализации в меньшем размере, поскольку налог в данном случае исчисляется не со всей стоимости реализованной продукции, а с межценовой разницы. Правда, сфера применения обозначенной преференции (а предоставление налогового преимущества отдельным категориям лиц является именно преференцией) ограничена рядом дополнительных условий. Проанализируем эти условия.

Закупаемая продукция должна быть включена в Перечень

* К примеру, если в Перечне указан только вид сельскохозяйственной продукции, а продукты ее переработки не упоминаются, то к названным продуктам переработки п. 4 ст. 154 НК РФ не применяется (см. Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01).

К сведению:

В Перечень, в частности, входят скот, птица и кролики в живом весе, мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, невыделанные шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии, рыба всех видов (любительское рыболовство), пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры (кроме конопли), сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Пример 1.

Налогоплательщик закупил у физического лица красную свеклу в количестве 245 кг по цене 18 руб. за кг. В дальнейшем свекла была реализована по цене 25 руб. за кг.

Свекла поименована в Перечне (она относится к овощам открытого грунта).

Следовательно, при ее реализации налоговая база в целях исчисления НДС определяется как межценовая разница в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ. В данном случае налоговая база составит 1 715 руб. ((25 - 18) руб. x 245 кг).

Соответственно, операции по реализации товаров (продукции), которые не включены в этот Перечень, облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 154 НК РФ.

Продукция должна быть закуплена у физических лиц

* Но при условии осуществления реальной закупки продукции у населения (см. Постановление АС ПО от 25.08.2016 № Ф06-11507/2016 по делу № А65-25498/2015).

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вместе с тем в названном пункте упоминается еще одна категория физических лиц – это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К последним отнесены индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Причем о предпринимательской деятельности (как о критерии, который позволяет разграничивать обычных физических лиц от предпринимателей и глав фермерских хозяйств) в п. 4 ст. 154 НК РФ не упоминается. В нем лишь есть оговорка о неплательщиках налога. А неплательщиками НДС, как известно, могут быть и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (например, УСНО).

Между тем данное обстоятельство правоприменительной практикой толкуется не в пользу предпринимателей. И чиновники (см. Письмо Минфина России от 07.12.2006 № 03-04-11/234), и суды (см. Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А12-6633/2013) считают, что действие п. 4 ст. 154 НК РФ не распространяется на предпринимателей-спецрежимников.

Пример 2.

Используем данные из предыдущего примера.

Налогоплательщик приобрел свеклу для дальнейшей реализации у фермера – индивидуального предпринимателя.

В этом случае налоговая база определяется по общему правилу, установленному в п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть с полной стоимости реализованной продукции: 6 125 руб. (25 руб. x 245 кг).

Продукты переработки.

Дословно операции, в отношении которых подлежит применению правило, установленное п. 4 ст. 154 НК РФ, определены так: при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

Исходя из построения фразы, получается, что продукты переработки как будто исключены из контекста анализируемой нормы. Хотя в названии Перечня говорится именно о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц.

В результате на практике нередко возникают споры относительно правомерности исчисления НДС с межценовой разницы при продаже продукции, изготовленной налогоплательщиком из сырья, закупленного у физических лиц. Об этом свидетельствуют примеры судебных решений.

Есть решения, в которых высказывалась иная точка зрения: вправе определять налоговую базу по НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения, в том числе и при реализации продуктов, при изготовлении которых использовалась сельскохозяйственная продукция, поименованная в Перечне и приобретенная у физических лиц, не являющихся плательщиками данного налога.

В частности, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2013 по делу № А12-6633/2013 отметил, что в силу прямого указания действие п. 4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на операции по перепродаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, но и на операции по продаже продуктов ее переработки.

Схожие выводы (что особый порядок определения налоговой базы распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и на случаи реализации готовой продукции, произведенной из названных продуктов и продуктов их переработки) были также сделаны:

    в Постановлении ФАС СКО от 16.01.2007 № Ф08-6441/06-2826А по делу № А32-24896/2005-60/971 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 № 8061/07 оставлено в силе);

    в Постановлении ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09-С2 по делу № А07-13574/2008-А-БЛВ.

Следует обратить внимание и на Постановление АС ВСО от 30.07.2015 по делу № А78-7926/2014, в котором уточнено, что в отношении операций по реализации продуктов переработки, для изготовления которых налогоплательщик закупает у физических лиц сельскохозяйственное сырье, также применяется особый порядок исчисления налоговой базы, но при условии, что продукты переработки из закупленного у физических лиц сельскохозяйственного сырья поименованы в Перечне.

Иная точка зрения отражена в Постановлении ФАС ЗСО от 08.06.2009 № Ф04-2975/2009(6522-А03-42) по делу № А03-8680/2008: в отношении операций по реализации мясных деликатесов и полуфабрикатов, выработанных предпринимателем из мяса, закупленного у населения, налоговая база должна исчисляться в общеустановленном порядке (то есть в порядке п. 1 ст. 154 НК РФ).

Официальных писем по анализируемому вопросу немного, и, к сожалению, в них не всегда приведены исчерпывающие разъяснения, исключающие двоякое толкование.

Реквизиты документа

Разъяснения, приведенные чиновниками

Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01

В Перечень включен папоротник, а не продукты его переработки. Поэтому при реализации продуктов переработки папоротника (в том числе папоротника соленого), закупленных у физических лиц, налоговая база по НДС определяется в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ

Письмо Минфина России от 27.04.2002 № 04-03-11/17

Что касается реализации товаров (в том числе колбасных изделий), произведенных налогоплательщиком из мяса, закупленного у физических лиц, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в таких случаях налоговая база устанавливается исходя из полной стоимости реализованных товаров, исчисленной на основании цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них НДС и налога с продаж

Более точные формулировки, на наш взгляд, Минфин привел в Письме от 11.07.2017 № 03-07-14/43942.

Чиновники фактически указали, что условием применения названной налоговой преференции является именно перепродажа ранее закупленных у населения и сельскохозяйственной продукции, и продуктов ее переработки в неизменном виде. Буквально они сказали следующее: налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 154 НК РФ, в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками налога.

Кроме того, финансисты подчеркнули, что если происходит реализация товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса в таких случаях налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров.

Мы неслучайно процитировали эту фразу, поскольку из-за отсутствия в ней упоминания о Перечне, ее можно истолковать двояко. Под товарами здесь понимаются:

    либо продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, которые прямо не указаны в Перечне;

    либо любые продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.

Значит, что каждый участник налоговых правоотношений (включая налоговиков) может (и, скорее всего, будет) трактовать разъяснения, приведенные в Письме Минфина России № 03-07-14/43942, в свою пользу. Что в результате неизбежно приведет к налоговым спорам, исход которых предугадать сложно.

В перечень продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10 процентов, внесены изменения (постановление Правительства РФ от 18 июня 2012 г. № 597). О том, что в связи с этим необходимо предпринять хозяйству, - в статье.

Какие виды продукции льготируются

Перечень товаров, реализация которых облагается ставкой налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, определен пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В частности, к ним относятся следующие продовольственные товары:

Скот и птица в живом весе;

Мясо и мясопродукты (за исключением деликатесов);

Молоко и молокопродукты;

Яйца и яйцепродукты;

Масло растительное, масло семян и продуктов их переработки;

Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы;

Рыба живая (кроме ценных пород);

Мука и др.

Кроме того, вышеперечисленные виды продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301, и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18 нояб-ря 2011 г. № 850. На сегодня Перечень льготируемых товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908. В него постановлением Правительства РФ от 18 июня 2012 г. № 597 были внесены изменения. Так, из Перечня исключена продукция, определяемая по коду ОК 005-93 «91 4230-91 4234». А также раздел 3 «Маргарин» изложен в новой редакции «Маргарины. Жиры специального назначения. Эквиваленты, улучшители и заменители масла какао (91 4210-91 4213)». Изменения коснулись и разделов: «Молоко и молокопродукты» (раздел 1), «Масло растительное» (раздел 2), «Продукты детского и диабетического питания» (раздел 4).

Как подтвердить соответствие продукции

В примечании к Перечню приведен порядок определения кодов в соответствии с ОКП по продовольственным товарам отечественного производства. Он распространяется на правила подтверждения кода ОКП на реализуемую организацией продукцию. А подтвердить принадлежность к соответствующему коду можно документом, удостоверяющим соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (сертификата соответствия). .

Но при условии, что код ОКП в указанном документе соответствует коду ОКП в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии.

А вот при подтверждении соответствия продукции, ввозимой на таможенную территорию России, посредством ТН ВЭД нужно руководствоваться как самими кодами, так и наименованиями товара. Также необходимо отметить, что в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908 не прописаны правила применения кода ОКП в случае, если ввозимый в Россию импортный товар реализуется на ее внутреннем рынке, обязывающие для целей НДС определять соответствие кода ТН ВЭД коду ОКП. Поэтому применение кода ТН ВЭД производится не только при ввозе товаров, но и при реализации этой импортной продукции на территории России. То есть без определения соответствия кода ТН ВЭД коду ОКП. Такие разъяснения дали чиновники ФНС России в письме от 1 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/1420@.

Если изменилась ставка налога

Моментом определения базы по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ признается наиболее ранняя из следующих дат:

День отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, при исчислении налоговой базы в отношении продукции, по реализации которой ставка налога была изменена, бухгалтеру сельхозпредприятия по состоянию на последнее число квартала необходимо ее выделить и начислить налог на добавленную стоимость по ставке, которая действуют на момент реализации.

Если следовать норме пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, то акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, а также повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, пересчитывать налоговую базу ретроспективно не следует.

А что делать с авансовыми платежами, которые организация уже перечислила в бюджет при отгрузке продукции? В этом случае уплаченный налог подлежит возмещению по составленному ранее счету-фактуре. То есть сумма налога, исчисленная до изменения налоговой ставки, принимается к вычету в размере уплаченного налога. Кроме того, при изменении ставки налога необходимо внести поправки в договор поставки. А именно в условие о цене (если НДС выделен).

В этом случае цена подлежит пересмотру на основании изменения существенного условия договора (ст. 451 Гражданского кодекса РФ).

Важно запомнить

Объектом налогообложения НДС являются все продукты и всевозможные услуги к продаже на территории РФ. Исключение составляют отдельные категории продукции, материалов и работ, утвержденные на законодательном уровне. Продукты питания признаются объектом налогообложения. При этом ставки применяются разнообразные, в зависимости, от вида, сорта товара. В статье рассмотрим ндс на продукты питания со ставкой 10% и 18%, а также приведем пример проводок при производстве продуктов для питания.

Объекты налогообложения НДС

Объектом налогообложения по НДС принято считать реализацию в пределах государства за некоторым исключением. Продукты питания также облагаются налогом вне зависимости от того, являются ли они товаром для перепродажи или представляют собой продукцию пищевого производства.

Ставка НДС на продукты питания различна. Доступно использование ставки налога как 10% так и 18%.

Налогообложение продуктов питания

Ставка налога 10% 18%
Социально-значимые продукты питания Да Да
Деликатесы Нет Да
Полуфабрикаты Да Да
Сырье для изготовления продуктов питания Да Да

Более подробный список для производителей продуктов питания, а также для субъектов, занимающихся их перепродажей и ввозом товаров через границу, представлен в специальном Перечне продовольственных изделий.

В случае, если при перепродаже поставщик получает продукцию по льготной ставке НДС 10%, реализовать необходимо товар по приемлемой ставке. Ошибочно начисленная ставка налога поставщиком не снимает дальнейшей ответственности с продавца.

При обнаружении ошибки налоговые органы вправе пересчитать недополученный бюджетом налог, начислить штрафные суммы и пени при необходимости.

При ввозе товаров питания на территорию РФ по ставке 0% покупателю самому предстоит определить ставку налога, если целью ввоза является дальнейшая реализация. На основании применяемой ставки производится подсчет общей суммы для оплаты в бюджет.

НДС на продукты питания со ставкой 10%

Многие продовольственные товары рассматриваются как социально значимые. С точки зрения законодательства под эти критерии попадает большинство наиболее популярных и употребляемых продуктов. Согласно НК РФ, такая продукция облагается по льготной ставке 10%. Список довольно обширен и состоит из следующих компонентов:

  • мясные продукты, изделия из него;
  • молоко и молочные изделия, продукция, изготовленная на основе молока (кефир, мороженое);
  • яйца и яичные товары;
  • разнообразные крупы, прочие зерна, кормовые смеси;
  • масло растительное, маргарин, пищевые жиры, используемые при производстве продуктов питания;
  • сахар, сахар-сырец;
  • соль;
  • мука и мучные изделия, включающие в себя макароны, хлебобулочную продукцию, за исключением некоторых видов кондитерских изделий;
  • живая рыба, без учета рыбы ценных пород (осетровые, форель, лососевые);
  • морепродукты, консервы, пресервы, сельдь, рыба замороженная и охлажденная, не считая ценных промысловых пород, а также изделий их икры, крабов, лангустов и прочих деликатесов);
  • детские продукты питания;
  • товары диабетического характера;
  • овощи, в том числе картофель.

Список льготных продуктов питания, которые облагаются по ставке НДС 10%, обширен и разнообразен. Но большинство товаров, признанных деликатесными, продукцией социально значимой не признаются.

Для более точного определения и классификации продуктов питания в целях определения нужной ставки налога стоит обратиться не только к положениям НК РФ. Подробный список представлен и в утвержденном Правительством РФ перечне товаров продовольствия, налогообложение которых следует осуществлять по льготной ставке 10%.

Воспользовавшись информацией из этого списка можно более подробно ознакомиться с продуктами питания, по которым возможно льготное налогообложение. Так, не все сыровяленые колбасы считаются деликатесными, лишь те, которые относятся к высшему сорту.

НДС на продукты питания со ставкой 18%

Большинство продовольственных товаров облагается с использованием НДС 10%. Подробный список указан в НК РФ и Перечне товаров. Прочая продукция подлежит реализации на иных основаниях – с использованием 18-процентной ставки.

К таким продуктам питания относятся деликатесные товары, дорогостоящие продукты питания:

  1. При реализации колбас и колбасных изделий следует обратить внимание на то, что сырокопченые и некоторые виды сыровяленой продукции, а также балык, карбонад, шейка, пастрома и прочие, реализуются по 18% ставке.
  2. Из молочных продуктов, облагаемых по 10-процентной ставке, исключение сделано для мороженого на фруктовой основе, масла сливочного.
  3. К хлебобулочным изделиям с налогообложением на общих основаниях относят торты, пирожные и прочую кондитерию.
  4. Если речь идет о рыбе и морепродуктах, налогообложение по 18-процентной ставке необходимо для рыб ценных промысловых пород (белуга, форель, семга, омуль и прочие), а также изделий из них. Сюда же относят лососевую, белужью икру, мясо крабов, лангусты.

Освобождение от налогообложения

Сами продукты питания полежат при реализации обязательному налогообложению НДС по ставке либо 10%, либо 18%. Однако операции с продовольственными товарами могут быть освобождены от налога.

К таким видам деятельности согласно НК РФ относится продажа продовольственной продукции общественными организациями общепита, продажа товаров питания в учреждениях образовательного и медицинского назначений.

Не осуществляется налогообложение организаций, освобожденных от НДС в силу малого оборота и небольшой выручки по итогам предыдущей деятельности. Субъектам, использующим льготные режимы, такие как ЕНВД, ЕСХН, УСН, ПСН, также облагать продукты питания НДС не обязательно. Эти условия затрагивают производство и дальнейшую реализацию, в том числе и перепродажу товаров.

Производство продуктов питания

Нередко при производстве товаров питания субъекты используют пониженную ставку реализации, закупая пищевое сырье по основной ставке 18%. Происходит это по причинам, что при изготовлении продуктов, дальнейшая продажа которых возможна с использованием 10-процентного НДС, присутствует полученное сырье от поставщиков по общей ставке. Законодательство особых требований не предъявляет. Однако при запросе в предоставлении объяснений налоговыми органами следует быть готовым предоставить соответствующую документацию. Наличие верно оформленных счетов-фактур от поставщиков позволяет в полной мере принять входящий НДС по сырью.

НДС на продукты питания: проводки

Пример . Организация «Восток» занимается производством хлебобулочных изделий. Реализация сдобы происходит по ставке 10% НДС. Для улучшения качества продукции принято решение использовать масло сливочное, полученное от поставщика. ООО «Восток» вправе учесть входящий НДС по маслу сливочному в полном объеме.

Дт 10 – Кт 62 – 10 000 рублей – закуп сливочного масла.

Дт 19 – кт 62 – 1 800 рублей – выделен налог из суммы закупа сырья.

Д62 – Кт 90-1 – 44 000 рублей – отгружена продукция покупателю.

Дт 90-3 – Кт 68 – 4 000 рублей – НДС с реализации.