Малый хадж. Полезная информация. Ритуальные действия умры

Достоинства хаджа

Хадж важен как для этого, так и следующего мира. Искренне и чистосердечно совершенный хадж очищает мусульманина от грехов, поднимает его на более высокую ступень перед Аллахом, а также способствует обретению им Рая и достижению нравственной зрелости. Человек, имеющий соответствующие возможности, должен совершить хотя бы один раз в жизни этот ибадат, который обладает великими достоинствами.

Достаточно привести священный хадис: «Кто совершит хадж только ради Аллаха, избегая при этом дурных речей и поступков и не впадая в грех (кроме прав рабов Аллаха), тот вернется (из хаджа) таким же чистым от грехов, каким родила его мать» (3).

Вместе с этим уместно привести еще несколько хадисов о достоинствах хаджа. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вознаграждение за принятый (Аллахом) хадж ни что иное, как Рай. Каждая последующая умра стирает грехи, совершенные после предыдущей умры» (4). Когда у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какое деяние самое лучшее?», он ответил: «Вера (иман) в Аллаха и в Его Посланника». Когда спросили: «А после этого?», ответил: «Джихад на пути Аллаха». Когда спросили: «А после?», ответил: «Принятый (Аллахом) хадж» (5). Люди, совершившие хадж, имеют высокую степень перед Аллахом. Поэтому Всевышний Аллах не отвергает их дуа. Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершающие хадж и умру являются гостями Аллаха. Если они совершат дуа, Он примет ее. Если попросят простить их, Он простит» (6). Другой хадис, связанный с нашей темой, гласит: «Совершайте хадж и умру сразу друг за другом. Потому что они уничтожают бедность и грехи, как поток воздуха уничтожает ржавчину с железа, налет с золота и серебра». В другом хадисе хадж и умра называются джихадом стариков, малых детей, людей слабых и женщин, т.е. тех, кто не может совершать джихад, выйдя в поход (8). Это также показывает нам, насколько важным ибадатом является хадж. День, когда Аллах более всего прощает Своих рабов, это день Арафата (9). Когда паломники с растрепанными волосами, запыленными ногами, подняв руки, молят Аллаха, Он обязательно прощает их. Следовательно, такой настолько важный ибадат, как хадж, надо совершать со всей тщательностью и получить свою долю от его достоинств.

Скрытый смысл хаджа

Во всем, что предписано Аллахом, вне всякого сомнения, есть много скрытых смыслов (хикмат), приносящих пользу как в этом, так и в будущем мирах. Согласно этой удивительной истине, в хадже также содержится много скрытых смыслов.

Некоторые из них можно перечислить в таком порядке:

  • Природа каждого человека требует, чтобы он выказывал рабское служение Всевышнему Аллаху. Хадж же есть такой ибадат, который дает рабу возможность в самой явной форме выказать свою немощность перед Всевышним Аллахом, выразить свое служение Ему и поблагодарить за дарованные Им блага. Потому что паломник, отрешившись от всех мирских привязанностей, таких, как имущество, богатство, должность, чин, устремлен к Аллаху. Он выражает свою немощность и зависимость перед Обладателем безмерной силы и мощи. Это дает ему возможность почувствовать вкус рабского служения Аллаху.
  • Хадж, сведя миллионы мусульман, независимо от их цвета кожи, языка, расы, страны проживания, культуры, объединенных одной целью, одним устремлением, формирует живое чувство равенства и братства. Это не демагогия, не пустая идея. Все паломники - и богатые, и бедные, и сильные, и слабые, надев одинаковую одежду, терпя одинаковые лишения, преодолевая одинаковые трудности, двигаясь в одинаковых условиях, получают действенный урок равенства и братства. Хадж заставляет богача, распоряжающегося миллионами, и бедняка, с трудом обеспечивающего себя пропитанием, воздев руки, в одинаковой одежде стоять вместе на горе Арафат и бок о бок совершать обход Каабы. Хадж учит людей не гордиться занимаемым местом, должностью, богатством, учит быть едиными в чувстве братской привязанности и учит не забывать о Судном дне. Видеть святую землю, где родилась и откуда распространилась религия Ислам, где наш досточтимый Пророк и его сподвижники боролись, испытывая тысячи трудностей, где проживали многие Пророки, начиная с досточтимого Адама, усиливает религиозные чувства верующих, их привязанность к Исламу.
  • Хадж способствует тому, что тысячи мусульман, прибывших со всех сторон света, имеющих разный цвет кожи, язык, страну проживания и культуру, но объединенных одной целью, одним устремлением, общаются друг с другом, знакомятся между собой. Это помогает мусульманам устанавливать контакты между собой, узнавать о проблемах друг друга и, даже, укреплять торговые связи.
  • Совершая малый хадж , мусульманин выражает благодарность Всевышнему Аллаху за такие дарованные Им блага этого мира, как здоровье, возможности, благосостояние, богатство. Мусульмане, совершающие хадж, вырабатывают в себе такие высокие нравственные качества, как терпение, выдержка. Учатся быть смиренным в испытаниях, не пасовать перед трудностями. Они также учатся, двигаясь синхронно с огромной толпой, совершать вместе с другими людьми одни и те же движения; учатся взаимопомощи, солидарности и подчинению определенным правилам. Хадж на всю жизнь оставляет мусульманам воспоминания. Эти воспоминания помогают верующим, и после хаджа не растерять стойкость духа (истикама).
  • Хадж в жизни мусульманина становится словно бы отправной точкой. Верующий, который, воздев руки, в день Арафата, стоял на месте, напоминающем о Судном дне, молил о прощении и избавился от грехов, вряд ли захочет с легкостью вернуться к тем греховным деяниям, которых он совершал раньше. Хадж, таким образом, очищает греховных мусульман и улучшает их нрав.
  • Хадж способствует установлению прекрасных взаимоотношений между мусульманами. Мусульмане усваивают хорошие привычки друг друга. Сам их образ мышления терпит изменения в лучшую сторону. Такие нелепые, ввергающие людей во вражду между собой идеи, как, например, расизм, уходят сами собой.

Одним словом, хадж таит в себе очень много скрытых смыслов, которых нет в других ибадатах. Он полезен и в нравственном, и в социальном, и в экономическом, и в психологическом аспектах. Выше мы перечислили лишь некоторые из его достоинств

Кому и когда обязательно (фарз) совершение хаджа?
Для человека, который обладает ниже перечисленными качествами, обязательно (фарз) совершить хадж:
1) Должен быть в своем уме (не сумасшедшим);
2) Должен быть совершеннолетним;
3) Должен быть мусульманином;
4) Должен быть свободным;
5) Должен знать, что хадж является фарзом. (Это условие касается тех людей, которые стали мусульманами, проживая в странах, где Ислам не является господствующей религией. Для мусульман, которые проживают в странах Ислама, незнание обязательности (фарз) хаджа не является оправданием для оставления его.)
6) Должен обладать достаточным материальным благосостоянием, чтобы удовлетворять жизненные потребности, помимо минимальных, свои и членов своей семьи, которых он обязан содержать.
7) Чтобы совершить путешествие, подобающим для своего положения образом, должен иметь достаточно денег на транспортные средства и дорожные расходы.
8) Должен успеть к времени совершения хаджа.
Помимо этих перечисленных условий для выполнения обязанности хаджа есть и другие. Их называют условиями выполнения хаджа.

Условия выполнения хаджа:
1) Телесное здоровье (не быть слепым, парализованным, больным или старым до такой степени, чтобы не иметь сил для совершения путешествия).
2) Не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, быть заключенным под стражу).
3) Безопасность дорог.
4) Женщина должна совершать путешествие с мужем или с мужчиной из числа ее махрамов, т.е. мужчин, с которыми ей не дозволено вступать в брак.
5) Вдовы и разведенные женщины должны выждать окончание их срока идда.
Человек, который отвечает всем перечисленным требованиям, должен отправиться в хадж, как только наступит время хаджа.

Ваджибы хаджа
1. Стояние (вакф) на Муздалифе.
2. Бег (са’и) между холмами Сафа и Марва.
3. Побивание Шайтана камнями.
4. Бритье или укорачивание волос.
5. Прощальный (вада’) обход вокруг Каабы.

Суннаты хаджа
а) совершение обхода Каабы (таваф) по прибытии; б) совершая таваф по прибытии и во время посещения Масджид-и-Харам мужчинам соблюдать рамль; (Рамль означает ходить быстрыми короткими шагами, встряхивая плечами и преисполнившись важности). в) совершая пробежку между Сафой и Марвой, мужчинам между двумя находящимися там столбами бежать несколько быстрее; г) ночь на праздник Жертвоприношения проводить в Мине; д) в день Арафата после захода солнца, из Мины отправиться на Арафат; е) утром в день Праздника до восхода солнца выйти из Муздалифы к Мине; ж) ночевать в Муздалифе и во время джамарата (закидывания Шайтана камнями) соблюдать порядок.

Виды хаджа
Хадж бывает трех видов:
1. Хадж ифрад: хадж, совершенный только с намерением хаджа.
2. Хадж таматту’: сначала человек определяет намерение совершить умру (в определенных местах, называемых микат, прибывая из своей страны, человек с намерением совершить умру входит в состояние ихрам, после выходит из этого состояния и позже, уже из Мекки, с намерением совершить хадж снова входит в состояние ихрам).

КААБА
Кааба, посещение которой является целью хаджа, в сторону которой мы направляемся во время каждого намаза, это первый храм, построенный на земле.
Кааба, посещение которой является целью хаджа, в сторону которой мы направляемся во время каждого намаза, это первый храм, построенный на земле. Он воздвигнут для людей как источник божественной благодати и истины для миров. По приказу Всевышнего Аллаха, он был заново построен в Мекке Пророком Ибрахимом и его сыном Исмаилом. (11). Кааба находится в центре мечети, называемой «Масджид-и Харам» (Запретная Мечеть). Северо-восточная стена Каабы имеет длину 12,63м, северо-западная – 11,03м, юго-западная 13,10м, юго-восточная 11,22м. Высота Каабы 13м. Таким образом, Кааба представляет собой каменное здание, занимающее площадь 145м2. Кааба покрыта черным покрывалом. Каждый год с наступлением времени хаджа ее покрывало заменяется новым. Углы Каабы примерно указывают на четыре стороны света. Каждый угол имеет свое название. Восточный угол называется «Хаджар-и асвад» (Черный камень) или «Шарки» (Восточный), северный - «Ираки» (Иракский), западный угол – «Шами» (Сирийский) и южный угол – «Йамани» (Йеменский).
Рисунок 1. Параметры Каабы и ее углы
«Хаджар-и асвад» находится в восточном углу Каабы на высоте 1,5м от земли. «Хаджар-и асвад» означает «черный камень». Он был установлен Пророком Ибрахимом, мир ему, для обозначения угла, с которого начинается обход (таваф) Каабы. Первоначально этот камень имел диаметр 18-19см, но, в результате разных несчастных случаев, несколько раз был расколот. Сейчас он представляет собой семь обломков, заключенных для сохранности в серебреную оправу. Он установлен, как и первоначально, в восточном углу Каабы.
3,5м. Промежуток от двери Каабы до Хаджар-и асвад называется «Мультазам». Напротив северо-западной стены Каабы (между углами Ираки и Шами) установлена полукруглая стена высотой 1,25м. Эта стена называется «Хатим». Обход (Кааба имеет покрытую золотом дверь, установленную в ее северо-восточной стене (между углами Хаджар-и асвад и Ираки). Дверь ближе к углу Хаджар-и асвад и находится на высоте 1,97м от земли. Дверь имеет размеры 1,8 таваф) Каабы следует совершать за пределами этой стены. Свободное пространство, остающееся между Каабой и этой стеной, называется «Хиджр-и Кааба», «Хиджр-и Исмаил» или «Хатира». В этом промежутке можно, обратившись к Каабе, совершать намаз, дуа. Но нельзя совершать намаз, обратившись в сторону «Хатиры», как в сторону Каабы. На верху, на середине стены, направленной к «Хатире», установлен водосточный жёлоб из золота. Этот жёлоб называется «Мизаб-и Кааба», в народе же его называют просто «Золотым жёлобом».

Масджид Харам (Запретная Мечеть)
Масджид Харам это огромная мечеть, в центре которой находится Кааба. Ее также называют «Харам-и Шариф».
Масджид Харам это огромная мечеть, в центре которой находится Кааба. Ее также называют «Харам-и Шариф». Во времена нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Масджид Харам представляла собой небольшую площадь вокруг Каабы. Во времена правления Халифа Умара она была расширена и обнесена стеной. Позже Масджид Харам многократно расширялась, пока не достигла современных размеров. Сегодня Масджид Харам охватывает огромную площадь, на которой одновременно могут молиться сотни тысяч человек.
Рисунок 1. Современная Масджид Харам
Внутри Масджид Харам кроме Каабы находятся такие святыни, как «Макам-и Ибрахим» (Место стояния Пророка Ибрахима) и источник «Замзам».
«Макам-и Ибрахим» это место, где стоит камень, который, согласно распространенному мнению, Пророк Ибрахим использовал для строительных лесов при строительстве Каабы, а также вставал на него, призывая людей совершать хадж. Это место находится напротив дверей Каабы, близко к ней.
«Замзамом» называется источник, который был пожалован Аллахом жене Пророка Ибрахима Хаджар и ее сыну Исмаилу. Этот источник появился так: Пророк Ибрахим по приказу Аллаху оставил свою жену Хаджар и своего сына Исмаила (он был еще грудным младенцем), под большим деревом, которое стояло на месте нынешнего расположения источника Замзам. В то время Кааба еще не была возведена, и город Мекка еще не был построен. Вокруг не было ни людей, ни воды, ни каких-либо признаков жизни. У Хаджар вскоре кончились вода и продукты, и она оказалась в безвыходном положении. Надеясь встретить кого-нибудь или найти хоть несколько глотков воды, она направилась сначала к холму Сафа, потом к холму Марва. Так она обходила их семь раз. (12) Когда Хаджар в последний раз направлялась к Марве, в той стороне, где она оставила сына, она услышала какой-то шум. Придя туда, Хаджар увидела, что ангел Джабраил вывел из земли источник Замзам. Вода источника Замзам, которая является самой лучшей на земле, в настоящее время достается из колодца, находящегося к востоку от Каабы в 20м-ах от нее, близко к «Макам-и Ибрахим». Этот колодец размещен под землей. К колодцу можно спуститься по двум лестницам, одна из которых предназначена для женщин, другая – для мужчин. Воду Замзама можно пить, а также совершать ей малое (тахарат) и большое (гусуль) омовение. Посланник Аллаха сказал об этой воде: «С каким намерением (нийат) пить Замзам, такое намерение и будет принято» (13). Поэтому, когда пьешь воду Замзам, важно выразить свое желание и намерение. Когда пьют Замзам, произносят следующую дуа: «О, мой Аллах! Я прошу у тебя полезное знание, обильное пропитание и исцеление от всех болезней» (13). Масджид Харам превосходит все мечети на земле, вместе взятые. Совершенные в ней намазы во много раз превосходят намазы, совершенные в других мечетях. (14)

Подготовка к хаджу
Хадж, который следует совершить хотя бы один раз в жизни, является самой благоприятной возможностью очиститься от грехов.
Хадж, который следует совершить хотя бы один раз в жизни, является самой благоприятной возможностью очиститься от грехов. Чтобы максимально использовать эту возможность, надо хорошенько подготовиться к хаджу, как душой, так и телом. Главное в готовности души к хаджу – это искренность. Ибо искренность является сутью всех деяний. Благоволение (риза) Аллаха обретается искренностью. Хотя, совершив хадж без искреннего намерения, человек и считается выполнившим свою обязанность, такой хадж не приносит всю ту пользу, какую мог бы принести. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершены только ради Него и только для обретения Его благоволения (риза)». (15) Поэтому мусульманин, решивший совершить хадж, должен строго избегать лицемерия (рийа), желания обрести почет в определенном кругу людей, жажды похвалы и т.п. Всем своим существом он должен обратиться к обретению благоволения (риза) Аллаха. Готовящийся к хаджу мусульманин должен решить про себя избавиться от тех своих привычек, которые противоречат Исламу, и никогда не возвращаться к ним. Ибо если человек не избавится от запретного (харам) даже этим ибадатом, который делает человека такими же чистыми от грехов, как в тот день, когда его родила мать, то ему будет трудно избавится от запретного каким-либо другим способом. Поэтому готовящийся к хаджу должен придать своей жизни новое направление, должен настроить себя на избавление от привычек, противоречащих Исламу. Аллах непременно поможет человеку, имеющему такое стремление. Готовящий к хаджу перед тем, как выйти в путь, должен навестить своих родственников, соседей, знакомых и друзей. Если среди них есть такие, права, которых он попрал, он должен возместить им. Он должен примириться с теми, кто обижен на него. Одним словом, готовящемуся к хаджу следует разрешить те вопросы, которые могут в святой земле отвлечь его мысли в ненужном направлении и причинять ему беспокойство. Таким образом, человек, готовясь к хаджу, должен, с одной стороны, духовно готовиться к хаджу, с другой стороны, чтобы исполнить этот ибадат безупречно, должен стараться получить необходимые для хаджа знания.

Дорога хаджа
Как известно, до Саудовской Аравии сейчас добираются самолетом.
Как известно, до Саудовской Аравии сейчас добираются самолетом. График полетов составлен таким образом, что часть паломников сначала отправляются в Медину, а другая – в Мекку. Самолеты вылетают из разных городов нашей страны. Большинство самолетов с паломниками пребывают в аэропорт Джидды. Некоторые самолеты пребывают в аэропорт Медины. Но таких самолетов мало и все они принадлежат авиакомпаниям Саудовской Аравии. Дорога хаджа достаточно длительна и сопряжена с присущими только ей трудностями. Предпринимаются различные меры, чтобы наши паломники, отправляющиеся в Саудовскую Аравию для выполнения своей священной обязанности – хаджа, совершили это путешествие в состоянии, далеком от корыстных интересов, в надежных условиях. Но чтобы наши паломники во время этого путешествия не испытывали трудности, есть некоторые обстоятельства, на которые они должны обратить самое пристальное внимание. Их можно перечислить в следующем порядке: Паломник никогда не должен забывать, что хадж, в первую очередь, это не торговое или туристическое путешествие, а путешествие служения Аллаху. Каждый шаг на этом пути, каждое затруднение, с одной стороны, приносит ему вознаграждение (саваб), с другой, уничтожает его грехи. Паломник должен прилагать все возможные усилия, чтобы исполнить это священное путешествие самым лучшим образом. Присоединившись к своей группе, надо следовать предписаниям и предостережениям руководителя группы и действовать в соответствии со своими религиозными обязанностями. Это очень важно для сохранения порядка и дисциплины в группе. Одеваться надо согласно предписаниям. На шею следует повесить правильно заполненную карточку состояния здоровья и удостоверение личности паломника. Их нужно носить на протяжении всего хаджа. Люди, принимающие лекарства, должны получить список лекарств, которые они привозят с собой. Этот список всегда должен быть при них. Также паломники должны иметь при себе карту, в которой указывается о наличии прививки от менингита. Если у человека есть какие-то специфические, требующие особого внимания обстоятельства, он должен, не стесняясь, сообщить о них организаторам группы. И даже, следует сообщить о них и своим близким товарищам. К вещам следует прикрепить бирки с указанием их владельца. Когда вещи помещаются в автобус или выгружаются из него, каждый должен вносить или выносить только свои вещи. Следует всегда проверять, погружены ли вещи в автобус или нет. В аэропортах следует принимать во внимание предостережения и указания ответственного персонала. Багаж надо сдавать обязательно только в соответствующие места и сохранять жетоны на получение багажа. Не нужно соглашаться доставить в Саудовскую Аравию чужой багаж, о котором не знаешь, что находится внутри. Погружаясь на самолет, а также, проходя процедуру таможенного контроля в аэропортах Джидды или Медины, паломник должен иметь на руках паспорт. Поэтому паломник должен тщательно оберегать свой паспорт. Чтобы иметь возможность легко вынимать его при необходимости, паспорт следует поместить в специальную сумку. Об этом следует позаботиться и при возвращении. При таможенном контроле не следует называть себя хозяином вещей, которые тебе не принадлежат. Одним словом, хадж, который является путешествием служения Аллаху, имеет свои специфические трудности. Поэтому нужно быть терпеливым, стараться никого не обижать и не задевать, избегать поступков и движений, которые могут обременить совесть. Ни на миг не забывая, что он находится в группе, среди других людей, паломник должен поддерживать с ними хорошие отношения, соблюдать правила приличия.

Намаз в дороге
Человек, покидающий место своего постоянного проживания с целью посещения какого-то места на расстояние, которое может считаться путешествием, сокращает намазы. Вместо четырех ракаатов обязательных (фарз) намазов он совершает только два. Если он намеривается в месте своего посещения остаться менее 15 дней, то опять таки, вместо четырех ракаатов обязательных (фарз) намазов совершает только два. Если он намеривается остаться в месте своего посещения более, чем на 15 дней, то совершает намазы полностью, не сокращая. Следовательно, те паломники, которые перед посещением Арафата, оставались в Мекке непрерывно 15 или более дней, не считаются путниками. Поэтому хоть в Мекке до того, как отправиться на Арафат, хоть на Арафате, в Мине и Муздалифе, хоть в Мекке, после возвращения с Арафата, все намазы они совершают в полном виде, не сокращая. Те паломники, которые до того, как отправиться на Арафат, оставались в Мекке менее 15 дней считаются путниками. Следовательно, хоть в Мекке до того, как отправиться на Арафат, хоть на Арафате, в Мине и Муздалифе, они совершают намазы в сокращенном виде. Паломники, которые после возвращения с Арафата остаются в Мекке на 15 дней или более, в это время совершают намазы в полном виде. Так как на практике посещение Медины занимает менее 15 дней, то в Медине паломники совершают намазы в сокращенном виде. Если паломники, являясь путниками, совершают намаз за имамом, который путником не является, то они должны, как и имам, совершать намаз в полном виде.

Виды хаджа
Хадж совершается только в определенные месяца. Эти месяцы так и называют – месяцами хаджа.
Хадж совершается только в определенные месяца. Эти месяцы так и называют – месяцами хаджа. По летоисчислению хиджри это месяцы Шавваль, Зулькаада и первые десять дней месяца Зульхиджжа. В эти месяцы хадж можно выполнять и без умры (малого хаджа), и с умрой. Выделяют три вида хаджа, в зависимости от того, совершены ли они вместе с умрой, или без нее. Они следующие:
1. Хадж ифрад.
2. Хадж таматту’.
3. Хадж киран.
Хадж ифрад
Хадж ифрад – это хадж, совершенный без умры. В этом случае в месяцы хаджа, не совершая перед хаджем умру, с намерением совершения хаджа переходят в состояние ихрам и совершают только лишь хадж.
Хадж таматту’
В этом случае в месяцы хаджа одного года сначала совершают умру и выходят из состояния ихрама. Потом с намерением хаджа снова входят в это состояние ихрам и совершают хадж. Паломники, совершающие хадж таматту’, в определенных для этого местах – микат или раньше, входят в состояние ихрам с намерением совершения умры. Совершив умру, выходят из ихрама. Позже, когда подходит срок, входят в ихрам с намерением совершения самого хаджа. Совершив хадж, паломники выходят из ихрама.
Хадж киран
В этом случае в месяцы хаджа одного года совершают умру и хадж вместе, в одном ихраме. Совершающие хадж киран в определенных для этого местах – микат или раньше, входят в состояние ихрама с намерением совершения вместе умры и хаджа. Совершив умру, они не выходят из ихрама, в том же ихраме совершают хадж. Только после этого выходят из ихрама. Паломники, совершающие хадж киран и таматту’, должны (ваджиб) совершить жертвоприношения благодарности (шукр). Паломники, совершающие хадж ифрад, не должны делать этого.

Совершение хаджа
Паломники из нашей страны, принимая во внимание, что длительное пребывание в разных климатических зонах в ихраме порождает определенные трудности, обычно предпочитают совершать хадж таматту’.
Паломники из нашей страны, принимая во внимание, что длительное пребывание в разных климатических зонах в ихраме порождает определенные трудности, обычно предпочитают совершать хадж таматту’. Учитывая это, мы при объяснении порядка совершения хаджа, берем за основу именно этот вид хаджа. Мы ограничимся только тем, что будем указывать, в чём другие виды хаджа отличаются от хаджа таматту’.Приступим же к разъяснению.

Вхождение в состояние ихрам
Человек, совершающий хадж, в первую очередь должен войти в состояние ихрам. Это является условием хаджа. Не войдя в состояниеихрам, нельзя совершать хадж.
Что такое ихрам?
Ихрамом называют такое состояние, в котором человек, намеривающийся совершить хадж или умру, на определенное время запрещает себе ряд действий и поступков, которые дозволены (мубах) в обычное время. Это называется «войти в ихрам». Ихрамом в народе также называют и особые одежды, в которые должны облачиться паломники в состоянии ихрам. Эта одежда представляет собой два куска материи без каких-либо швов. Но, строго говоря, ихрам не есть эта одежда. Перейти в состояние ихрам можно так, как мы описывали ранее, но ни в коем случае не всего лишь завернувшись в эти два куска материи.
Ихрам и его ограничения
Войдя в состояние ихрам, человек на определенное время налагает на себя запрет совершать некоторые действия и поступки, которые являются дозволенными (халял) в обычном состоянии.
В состояние ихрам входят, определив намерение (входят, определив намерение (ният) для этого и произнеся талбия [слова ляббайка Аллахумма, ляббайк]). Определив намерение совершения умры, вслед за этим произносят талбию. Так начинается состояние ихрам, и становятся действенны все ограничения этого состояния. Один из этих запретов – мужчинам нельзя надевать сшитую или связанную одежду.
РИДА и ИЗАР: чтобы следовать этому запрету мужчины заворачиваются в два куска материи, которые называются рида и изар. Это одеяние и известно под названием ихрам. В народе распространено мнение, что «войти в ихрам», это значит завернуться в эти два куска материи. Но как мы разъясняли выше, «вхождение в ихрам» осуществляется определением намерения (ният) для этого и произнесением талбии. Все мужчины или женщины, которые выразили намерение и произнесли талбию, входят в состояние ихрам. С этого момента запреты ихрамастановятся для них обязательными. Запреты ихрама и искупление за их нарушение невозможно описать полностью на этой странице, имеющей ограниченный объем. Но мы в нескольких строчках попытаемся коснуться тех из них, с которыми встречаются чаще всего и на которые надо обратить внимание в первую очередь.

ЗАПРЕТЫ ИХРАМА:
1. Мужчинам надевать сшитую или связанную одежду.
2. Мужчинам покрывать голову, надевать такие предметы одежды, как перчатки, носки, закрытую обувь и сандалии, которые закрывают пятку или охватывают ногу.
3. Женщинам закрывать лицо так, чтобы повязка прилегала к лицу.
4. Бриться, выдергивать волоски с тела, стричь ногти.
5. Использовать благовония (одна из наиболее распространенных ошибок – использовать душистое мыло, ароматизированные моющие средства и салфетки).
6. Слова или действия, возбуждающие похоть; половая близость.
7. Спорить, скандалить, обижать кого-либо.
8. Выдергивать траву и деревья, выросшие сами собой в границах запретной зоны в Мекке.
Человеку в состоянии ихрам дозволено: принимать душ; во время душа использовать мыло, не имеющее запаха; носить кольца, ручные часы, пояс, сумочку, надеваемою на шею; стирать свой ихрам, не используя ароматизированные моющие средства; если ихрам запачкается, порвется и т.п., менять его на другой; при раздражении кожи или появлении трещин на ногах использовать крем, не имеющий запаха; не покрывая головы, заворачиваться в одеяло, плед; использовать зонтик. Если на шлепанцах есть швы, это не нарушает ихрам. В разделе о видах хаджа содержатся разные пояснения на эту тему.

МЕСТА МИКАТ
Микат – это специальные места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света (афак) прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не войдя в состояние ихрам.
АФАК: это страны за пределами Саудовской Аравии. Все вместе они называются «мавакит».
Существуют пять микатов:
1. ЗУЛЬХУЛЯЙФА: находится вблизи Медины Мунаввара. Этот микат самый удаленный от Мекки Мукаррама (450км).
2. ДЖУХФА: находится к северу от Харам-и Шариф, на берегу Красного моря, вблизи «Рабига». Кто входит в состояние ихрам в Рабиге, тот делает несколько раньше тех, кто входит в ихрам в Джухфе. Этот микат удален от Мекки на 283км. В наши дни многие паломники из Турции, Европы, т.е. из стран северных и восточных, направляются в Харам-и Шариф через Джидду. Они пребывают самолетом или на корабле. В таком случае, они должны войти в ихрам до того, как минуют широту, на которой расположена Джухфа. Сам город Джидда расположена внутри запретной зоны.
3. КАРН: этот микат расположен вблизи Таифа. Из всех микатов он является самым близким к Мекке. Расстояние от Карна до Мекки 75км.
4. ЙАЛУМЛУМ: микат, расположенный на юге, со стороны Йемена. Расстояние от него до Мекки составляет 92км.
5. ЗАТ’У ИРК: микат, расположенный на северо-западе, по направлению к Ираку. Расстояние от него до Мекки составляет около 94км.
Эти места определены самим Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. О первых четырех из них говорится в достоверных хадисах. Хадис о микате Зат’уль ирк приведен в сборниках Сахих Муслим и Сунан Абу Давуда.

СОВЕРШЕНИЕ УМРЫ
Уважаемый паломник, для совершения умры ты направляешься к Дому Аллаха (Байтуллах). Ты хочешь, чтобы твои глаза и душа отдохнули у Каабы, желаешь обрести умиротворение, преисполниться новой решимости на пути истины. Для вхождение в состояние ихрам надо наполниться новой страстью и смягчить сердце, а также не забыть и еще кое-что, о чем мы расскажем ниже.

ПЕРЕД ВХОЖДЕНИЕМ В ИХРАМ НАДО:
* Вымыть тело. * По-возможности, надушиться благовониями (женщины, как и в другое время, не могут пользоваться парфюмерией вне стен своего дома). * Предпринять все меры, необходимые для сохранения здоровья. * Надеть одежду, отвечающую требованиям ихрама(мужчины снимают всю одежду и заворачиваются в два куска материи, которые называются «изар» и «рида»).
ИЗАР: это кусок материи, который повязывают на бедрах и который прикрывает нижнюю часть тела.
РИДА: это кусок материи, который перекидывают через плечо и который укутывает верхнюю часть тела. * Мустахаб (предпочтительно), чтобы эти два куска материи были новыми и чистыми, белого цвета. Они должны быть достаточно плотными, чтобы не выявлять части тела. * На ноги надевают шлепанцы (если шлепанцев нет, то можно надеть обувь так, чтобы она не закрывала пятки).
* ЖЕНЩИНЫ не меняют одежду. Для них более всего подобает та одежда, в которой они привыкли ходить. Но им не следует прикрывать лицо повязкой так, чтобы она плотно прилегала к лицу. Между лицом и повязкой должно оставаться пространство. Они надевают обыкновенную обувь, носки, могут надевать перчатки.

ВХОДЯ В ИХРАМ:
После всех этих приготовлений в микате или еще раньше (как сунна ихрама) совершают намаз в два ракаата, если не наступило нежелательное (карахат) для этого время. Приступая к намазу, следует так определить намерение: «Я намериваюсь, мой Аллах, ради Твоего благоволения, совершить сунну намаза ихрам». В первом ракаате после суры «Фатиха» следует прочитать суру «Кафирун», во второмракаате после «Фатихи» следует прочитать суру «Ихлас». Совершив намаз, следует определить намерение совершить умру. Это намерение надо озвучить: «О, мой Аллах. Ради обретения Твоего благоволения я хочу совершить умру. Сделай же мне это дело легким и прими мою умру. Ради благоволения (риза) Аллаха я намерился совершить умру и вошел в ихрам». Встав с места, где совершался намаз, перед тем, как отправиться в путь, следует произнести талбию. Талбией называют следующую дуа: «Ляббайка-Ллахумма ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка ляббайк. Инналь хамда Ван-ни’мата ляка Валь-мульк ля шариика ляк». Перевод: «О, мой Аллах! Я готов каждый миг спешить к Твоим повелениям, каждый миг подчиняться им. Нет у Тебя сотоварища. Я отвечаю на Твои повеления и на Твой призыв от чистого сердца, искренне. Поистине, хвала и блага принадлежат Тебе. Все богатства принадлежат Тебе. Нет у Тебя сотоварища».
Во время первых трех тавафов – обходов вокруг Каабы – надо идти особым шагом, который называют рамль. (Рамль: делая короткие шаги, передвигаться почти бегом. При этом следует двигать плечами, идти с важным видом. Женщины не совершают «рамль»)
Закончив таваф, следует совершить намаз в два ракаата. Если наступило время, в которое совершать намаз предосудительно, этот намаз следует совершить позже. (В первом ракаате этого намаза после суры «Фатиха» лучше прочитать суру «Кафирун», во втором ракаате после «Фатихи» суру «Ихлас». Если есть свободное место, этот намаз лучше прочитать где-нибудь позади «Макам-и Ибрахим». Если же свободного места нет, то, никому не причиняя неудобства, следует прочитать его в любом другом месте.)
Потом нужно вдоволь напиться водой «замзам» и вылить ее на себя.
Перед тем, как отправиться к Сафе, следует подойти к Черному камню, дотронуться до него руками или поцеловать. Это сунна. При этом надо произносить такбир (Аллаху акбар), тахлил (Ля иляха илля-Kлах), восхваление (хамд) Аллаха и произносить приветствие (салават) Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.
После, отправляются к холму Сафа.
Потом несколько раз пробегаются между холмами Сафа и Марва. Такой бег называется са’и хаджа. С таким намерением (ният) его и следует совершать.
Между двумя зелеными столбами следует передвигаться особым шагом - «харваля».
ХАРВАЛЯ: легкий бег. Он быстрее «рамля». Но мусульманин не должен бежать так быстро, чтобы это выглядело бы не солидно. «Харваля» следует совершать каждый раз, пробегая между Сафой и Марвой.
Между Сафой и Марвой следует пробежать семь раз.
Начиная с Сафы добегают до Марвы. Это считается одной пробежкой. Возвращение от Марвы к Сафе считается уже второй. Са’и, таким образом, должен начаться у Сафы и завершиться у Марвы.
Другими словами са’и – это 4 раза пробежать от Сафы к Марве и 3 раза от Марвы к Сафе.
После са’ия следует постричь волосы и выйти из ихрама.

ЕСТЬ ДВА ВИДА СТРИЖКИ:
ХАЛК: полностью обрить волосы. Это самое лучшее.
ТАКСИР: с одной трети или одной четвертой части головы укоротить волосы на длину верхней фаланги пальца.
Макрух (порицаемо) обрить только одну сторону голову, оставив другую не обритой. Также макрух обрить голову, оставив только хохол на макушке. Ведь все это придает мусульманину несолидный вид.
Мужчины, длина волос которых менее длины верхней фаланги пальцев, не могут делать «таксир». Им обязательно делать «халк».
Женщины только укорачивают волосы на длину верхней фаланги пальцев, т.е. делают «таксир». Брить волосы наголо для них строго порицается, т.е. тахриман макрух.
С того момента, как волосы пострижены, все запреты состояния ихрам становятся недействительными.
Так завершается умра.
В период пребывания в Мекке с точки зрения мусульманского права паломник должен вести себя как житель Мекки. Он может совершать дополнительные (нафиля) таваф, ибадат и дуа.
При совершении умры для жителей Мекки микатом считаются границы Харама Мекки. Поэтому, выйдя за их пределы, паломник может войти в ихрам и совершить дополнительную (нафиля) умру.
При совершении умры в качестве миката лучше избрать Таним или Джирана. В первом мать всех верующих Айша, по приказу Посланника Аллаха, а во втором – сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошли в ихрам.
Согласно мазхабу Ханафи Таним более предпочтителен, т.к. соответствует приказу Посланника Аллаха. Согласно мазхабу Шафии же Джирана более предпочтительна, т.к. соответствует действиям Посланника Аллаха.
Согласно общему мнению, два этих пункта предпочтительнее других мест, т.к. на них имеются указания в сунне.
Наряду с предпочтительностью двух вышеназванных пунктов, можно входить в ихрам и в других местах, за пределами границ Харама Мекки. В таких как Арафат, Джидда, Худайбийа.

Наш Создатель знает нас лучше всех и, милосердие Его бесконечно .

Разновидностью паломничества, совершаемого мусульманами, является умра («малый хадж»). Зачастую её именуют малым паломничеством, так как она является второстепенной в сравнении с хаджем - одним из столпов ислама.

Как и , умра представляет собой совокупность определённых религиозных обрядов, совершаемых верующими в мусульманских святынях Мекки. Но, в отличие от хаджа, умра содержит в себе меньшее количество ритуальных действий, а также её выполнение дозволяется в любое время, в то время как хадж совершается на протяжении трёх месяцев лунного календаря - Шавваля, Зуль-Кайды и Зуль-Хиджы.

Основным же отличием хаджа от умры служит степень её обязательности. Если необходимость совершения хаджа каждым мусульманином хотя бы раз в жизни не вызывает никаких разногласий в мусульманском богословском сообществе, то касаемо умры мнения учёных разделились.

Одни богословы, среди которых ханафиты и маликиты, относят совершение умры к категории желательных действий. Как правило, сторонники этой точки зрения ссылаются на ряд достоверных хадисов. В одном из них сказано: «Хадж обязателен, а умра - добровольное действие» (Ибн Маджа). Если рассматривать умру с такой позиции, то она не является обязанностью мусульман, а значит, за её оставление человеку грех не записывается.

Другие мусульманские учёные, среди которых последователи и имама Ахмада ибн Ханбаля, относят умру к категории фарда (т.е. обязательных действий), и за её оставление человеку записывается грех. В качестве аргумента в пользу данной позиции обычно приводят аят Священного Корана, в котором говорится:

«Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха…» (2:196)

Если исходить из данной точки зрения, то, как и в случае с хаджем, совершение умры является обязательным, но не для всех.

Условия для совершения «малого хаджа»

1. Исповедовать ислам: как и хадж, умра вменяется в обязанность (либо желательное действие - в зависимости от мазхаба) только мусульманам.

2. Совершеннолетие: умра обязательна только для совершеннолетних (с исламской точки зрения), а для детей - нет.

3. Умственная дееспособность: совершают малое паломничество только те, кто находится в здравом рассудке.

4. Обладание личной свободой: рабу не обязательно совершать умру.

5. Наличие ресурсов для совершения поездки: подразумевается, в первую очередь, материальная возможность для малого паломничества - способность покрыть затраты на проезд (перелёт), проживание в Мекке и т.д.

Кроме того, верующему необходимо обладать свободным временем для поездки к святым местам, а также возможностью оставить на этот период свои мирские дела и семью, полностью придавшись поклонению Всевышнему.

Ритуальные действия умры

Как уже было сказано, умра включает в себя меньше ритуальных обрядов, чем хадж, но, как и в случае с последним, здесь имеются разногласия относительно обязательности тех или иных действий.

1) Ихрам - это то состояние, в которое входит верующий. Для этого он делает полное омовение (гусль), надевает на себя специальное одеяние (для мужчин оно представляет собой два куска белой непросвечивающей ткани и тапочки на босую ногу, а для женщин - обычную соответствующую Шариату одежду). Затем проговаривается про себя либо вслух намерение (ният) для совершения умры, читается намаз в два ракаата и произносится «Лябяйкя» (тальбия):

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Транскрипция: «Лябяйкя, Аллахумма, лябяйкя, лябяйкя ля шярикя ля-кя, лябяйкя; инняль-хямдя, уа-ннигъмята лякя уаль-мулькя, ля шярикя ля-кя!»

Перевод: «Вот я перед тобой, о Аллах , нет у Тебя сотоварища , вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»

2) Совершение обхода вокруг Каабы;

3) Ритуал перемещения между холмами Сафа и Марва;

4) Бритьё головы налысо либо стрижка волос.

Многие мусульманские учёные едины во мнении, что обход вокруг Каабы следует считать столпом умры и это действие является категорически обязательным. Относительно остальных трёх действий следует отметить, что одни учёные причисляют их к столпам малого паломничества, иные же - к категории необходимых (ваджиб), а значит, их оставление умру не нарушает.

Достоинства умры

1. Умра стирает грехи человека

Пророк Мухаммад (с.г.в.) разъяснял: «Совершение каждой последующей умры после предыдущей служит искуплением грехов, накопленных между ними» (хадис приводит аль-Бухари)

2. За совершение умры верующего ожидают награды

Малое паломничество, как и основное, несёт в себе определённые тяготы, которые связаны с перелётом, финансовыми затратами, физической усталостью и так далее. При совершении умры за каждую, пусть незначительную, трудность человек получает награду, о чем говорится в одном из хадисов: «…касаемо награды за умру, то она будет соответствовать твоим трудностям» (аль-Бухари).

3. Умра в Рамазан равносильна хаджу

Особым достоинством обладает умра, совершенная в Священный месяц Рамазан, так как в этот месяц она равносильна хаджу. Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял: «Соверши умру во время Рамазана, воистину она подобна хаджу» (приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).

4. Умра ведёт к нравственному обогащению человека

Во время паломничества в Святую Мекку верующие прилагают усердие в поклонении, стараются воздерживаться от совершения негативных и ведущих к греху поступков, а это положительно отражается на внутреннем мире человека.

5. Позволяет расширить кругозор

Совершая умру и посещая исламские святыни, мусульмане могут ближе ознакомиться с культурой и историей своей религии, лично осмотреть те культовые сооружения, которые многие из них видели ранее только на фотографиях или видео.

Умра сезон 2015/2016 открыт!
АССАЛАМУ АЛЕЙКУМ УА РАХМАТУЛЛАХИ УА БАРАКАТУХУ!!
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА УМРУ ИН ША АЛЛАХ!!!
АКЦИЯ НА УМРУ 2016 !!
СКИДКА 200$ НА ВСЕ ПРОГРАММЫ ДО 10 ДЕКАБРЯ 2015 !
РАМАДАН ОТ 1500$ (от 18-32 дней)!!
ПЕРВАЯ ГРУППА НА 30 ДЕКАБРЯ 2015.
ВЫЛЕТЫ ИЗ: МОСКВЫ, СТАМБУЛА, УФЫ, КАЗАНИ, МИНВОД, КРАСНОДАРА и других!!!
Программы декабрь по май рассчитаны на 14 дней:
с проживанием класса «эконом» $1 500 (для Москвы 1400$)
с проживание класса «стандарт» $1 900 (для Москвы 1800$)
с проживание класса «комфорт» $2 600-2900
Проживание в г. Мекка:
«эконом» – гостиница 4*, расстояние 1400 м от мечети аль-Харам, размещение в номерах до 4-5 человек, круглосуточно автобус до мечети аль-Харам;
«стандарт» – гостиница 4*, на расстояние 500 метров от мечети аль-Харам, размещение в трехместных номерах;
«комфорт» – гостиница 5*, на расстояние до 200 метров от мечети аль-Харам, размещение в 3х местных номерах;
Проживание в г. Медина:
«эконом» – гостиница 3* до 500 метров от Мечети Пророка (с.г.в.), размещение в одном номере до 5 человек;
«стандарт» – гостиница 4* до 500 метров от Мечети Пророка, размещение в четырехместных номерах.
«комфорт» – гостиница 5* до 200 метров от Мечети Пророка, размещение в 3х-4х местных номерах.
В стоимость программы включено:




трансфер до мечети аль-Харам, если предусмотрено условием проживания (только для класса «эконом»);
питание - завтрак и ужин для класса «стандарт», для класса «эконом» - обед, для класса «комфорт» - завтрак;

экскурсии по памятным местам (для классов «стандарт» и «комфорт»);
медицинское обеспечение;
вода Зам-зам;
набор паломника: справочник паломника, пакет для документов, бейдж, времена намазов, ручка. Для класса «стандарт» дополнительно: сумка, намазлык, для класса «комфорт» дополнительно: дорожная сумка, ихрам, пояс для ихрама, сумочка для документов, разговорник, молитвенник.
УМРА В РАМАДАН 2016.
Стоимость программы:
Первые 18 дней:
с проживанием класса «супер-эконом» - $1 500
с проживанием класса «эконом» - $1 700
с проживанием класса «стандарт» - $2 500
Весь месяц Рамазан:
с проживанием класса «супер-эконом» - $1 900
с проживанием класса «эконом» - $2 100
с проживанием класса «стандарт» - $3 500
Последние 10 дней:
с проживанием класса «супер-эконом» - $1 850
с проживанием класса «эконом» - $2 050
с проживанием класса «стандарт» - $2 900
«Итикаф»: Виза на Рамадан на 30 дней+билеты туда обратно Россия-Джидда (Медина) -(цену и наличие мест уточняйте).
Условия проживания:
Проживание в Мекке
«супер-эконом» – гостиница 3* или 4*, расстояние до 3 км от мечети аль-Харам, 4-х - 6-ти местное размещение;
«эконом» – гостиница 3* или 4*, расстояние до 1800 м от мечети аль-Харам, 4-х местное размещение, имеется возможность самостоятельного приготовления пищи в здании;
«стандарт» – гостиница 4* или 5*, расстояние до 800 метров от мечети аль-Харам, 4 местное размещение;
Проживание в Медине:
«супер-эконом» – 1 или 2* гостиница до 800м от Мечети Пророка (с.а.с.), 4-х местное размещение;
«эконом» – 3* гостиница до 500м от Мечети Пророка (с.а.с.), 4-х местное размещение;
«стандарт» – 4* гостиница до 300м от Мечети Пророка (с.а.с.), 2-4 местное размещение.
В стоимость программ включены:
получение визы Королевства Саудовская Аравия, и при необходимости визы транзитной страны. Сбор и оформление выездных документов;
перелет Россия - КСА - Россия;
групповой трансфер на территории КСА на туристичеких автобусах;
проживание в Мекке и Медине;
трансфер до мечети аль-Харам, если предусмотрено условием проживания (только для класса «стандарт»);
сопровождение группы руководителем;
экскурсии по памятным местам (только для класса «стандарт» и «эконом»);
медицинская страховка;
вода Зам-зам;
набор паломника: справочник паломника, пакет для документов, бейдж, времена намазов, ручка. Для класса «стандарт» дополнительно: сумка, намазлык;
Так же предлагаем Вам индивидуальные программы по вашему желанию и возможностям.
Умра 2016 «Стандарт-2» (на новогодние выходные)
Вылет 31 декабря 2015 - 10 января 2016
Стоимость поездки по Акции $ 1 600
(Количество мест ограничено)
по курсу ЦБ на день оплаты + 2%
Продолжительность: 10-12 дней.
Проживание в Мекке в 4* отеле 2000 м. от Харама (Elaf Bakkah Hotel 4*) / (Питание: ШВЕДСКИЙ СТОЛ)
Бесплатный круглосуточный сервис от Гостиницы до Харама и обратно каждые 5-10 мин.
Проживание в Медине в гостинице 200 м. от мечети Пророка (с.а.с.) (Nozol Al Shakreen Hotel 4*). / (Питание: ПО МЕНЮ)
Размещение в 4-х местных номерах.
Питание: завтрак, ужин.
Перелёт Турецкими Авиалиниями (THY). Туда: Россия - Стамбул - Саудия - Стамбул - Россия (Москва, Казань, Уфа и другие)
Виза.
Трансфер.
Обеспечение паломников автотранспортом по маршруту.
Руководитель группы.
Встреча и сопровождение опытными руководителями.
Экскурсии по святыням Мекки и Медины.
Ежедневные проповеди и занятия.
В подарок: 5л Зам-зам.
УМРА ПРЯМОЙ РЕЙС БЕЗ ПЕРЕСАДОК ИЗ МАХАЧКАЛЫ!!
ЭКОНОМ- 1650$
СТАНДАРТ-2000$
ЛЮКС-3000$
ГОСТИНИЦА В МЕДИНЕ на 8 дней!!
(МАРКАЗИЯ)
ЗАСЕЛЕНИЕ
26.12.2015
ВЫЕЗД
04.01.2016
Номера - 4 Местные 400 М. До Мечети. Питание.
ГОСТИНИЦА В МЕККЕ
(ул. ИБРАХИМ ХАЛИЛ 900 метров до Аль-Харам)
ЗАСЕЛЕНИЕ
04.01.2016
ВЫЕЗД
09.01.2016
Номера - 4 Местные
МАРШРУТ:
ТУДА - МАХАЧКАЛА- МЕДИНА
ОБРАТНО: ДЖИДДА- МАХАЧКАЛА
Оформление визы. Встреча в аэропорту г. Медина или Джидда. Трансфер: аэропорт-гостиница, гостиница-аэропорт. Зам Зам. Сумка.
С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОПЛАТОЙ
Двухместный номер эконом- 1950$
Контакты
8-961-818-07-00 (ватсап, вайбер)
[email protected]
skype: abuyasmin01