Государственные закупки. Кредиторская задолженность Для чего сгоз используется в законодательстве

Позволяет узнать о судебных процессах заказчика по взысканию задолженности. Для этого перейдите на сайт и в поле «Участник дела» введите название, ИНН или ОГРН организации, которая выступает организатором торгов, и нажмите на кнопку «Найти» — справа появится информация о судебных процессах, если они были. Такая проверка должна стать обязательным действием при анализе любой закупки.

Если в результатах поиска нашлись судебные процессы, где предметом разбирательства была оплата контракта по 44-ФЗ: сроки нарушены или сумма перечислена не в полном объеме — уже не имеет значения. Главное — можно сделать выводы о недобросовестности инициатора закупки и отказаться от участия, чтобы избежать аналогичных разбирательств.

Как проходит оплата по 44-ФЗ: сроки и основания

Как найти нарушения в проекте контракта

Внимательно изучите раздел, который определяет срок оплаты по контракту по 44-ФЗ. По общему правилу срок оплаты заказчиком выполненных обязательств не может превышать 30 дней с даты подписания документов о приемке. В закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства предельный срок оплаты — не больше 15 рабочих дней.

Что же касается подзаконных нормативных актов, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

Анализ практики Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и проведенных закупок показывает, что чаще всего встречаются такие недопустимые нарушения:

  • пробелы в положениях, например: «Расчет выполненных работ будет произведен в течение ___ дней»;
  • порядок и сроки перевода денег поставщику под условием, например: «Товар будет оплачиваться по мере поступления денежных средств на счет заказчика, до 31.12.2018»;
  • не определены порядок получения вознаграждения и когда возвращается оплата Например, организатор торгов не установил условия, при которых обязательства поставщика считаются исполненными надлежащим образом;
  • превышен максимальный срок перечисления денег при наличии для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО): с мая 2017 года он не должен быть больше 15 рабочих дней (на основании Федерального закона от 01.05.2017 № 83-ФЗ).

Началом отсчета срока оплаты по договору по 44-ФЗ станет дата подписания исполнительных документов ( , акт об оказании услуг и др). Однако это не значит, что деньги вы получите только через месяц. Зачастую инициатор закупки устанавливает более короткие промежутки времени для выплат, а иногда перечисляет вознаграждение сразу после подписания закрывающих документов.

Как избежать ответственности за нарушение сроков оплаты

Если в договоре не указан период оплаты, это будет нарушением (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Представителя заказчика, который утвердил такой документ, могут оштрафовать на 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Если же должностное лицо впервые нарушает порядок и сроки выплат по контракту, например, срок оплаты СМП по 44-ФЗ, то его оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение его могут вовсе дисквалифицировать на период от одного года до двух лет.

Совокупный годовой объем закупок - понятие относительно новое для российского законодательства, оно стало использоваться только в рамках Закона о контрактной системе, в 94-ФЗ привязки к СГОЗ не было.

Статья 3 44-ФЗ. Совокупный годовой объем закупок — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Каждый год происходит одно и то же: разыгрываются контракты на следующий год. Но это нужно делать, когда доведены бюджеты. Однако вся страна немного нарушает Бюджетный кодекс, перезаключая необходимые договоры на непрерывные услуги. Конец осени и декабрь — время заключения контрактов, которые должны быть заключены и оплачены в следующем году. Контракт может быть заключен в 2016 году, но бюджет под него может быть выделен на 2017 год. Есть исключения в бюджетном законодательстве, когда контракт может исполняться в течение нескольких финансовых лет.

Для чего СГОЗ используется в законодательстве?

  1. Определения объема закупок у СМП и СОНКО. Речь идет о статье 30 Закона 44-ФЗ, где предусмотрен алгоритм расчета преференций.
  2. Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пункт 4 и 5 части 1 статьи 90 Закона 44-ФЗ. Периодичность таких закупок не установлена законом, но есть определенный объем расчета данного лимита. Это может быть фиксированная сумма (2 млн рублей) или установление процента от годового объема закупок (5% или не более 50 млн рублей в год).
  3. Определение лимита закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок. Эта процедура простая и быстрая, но есть ограничения на проведение: общий объем таких процедур - не более 10% от СГОЗ.
  4. Образование контрактной службы заказчика. Это важно, так как если СГОЗ превышает 100 млн рублей, то заказчик обязан создать контрактную службу. Если менее этой суммы или равно ей — заказчик вправе создать контрактную службу, но обязан иметь должностное лицо, которое сможет заниматься закупками.

Общий объем финансового обеспечения

  • Понятие общего объема финансового обеспечения включает в себя лимиты бюджетных обязательств, выделенные заказчику (государственные, муниципальные органы, казенные учреждения), а также может включать в случае наличия финансирование, которое осуществляется в рамках действия плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений (предоставленные субсидии на выполнение государственного задания). См. письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 № Д28и-1880.
  • Рассчитывать совокупный годовой объем закупок с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2898).

Соотношение СГОЗ и плана-графика

  • СГОЗ и план-график не совпадают и не должны совпадать. Это разные понятия и они рассчитываются по-разному. План-график создается на календарный год, а СГОЗ связан с финансированием в текущем году. Если контракты пойдут в декабре 2016 года, то финансирование будет в 2017 году, поэтому они входят в СГОЗ по 2017 году. План-график можно менять неограниченное количество раз, так как есть множество причин для изменения. Это может быть и изменение лимитов бюджетных обязательств. Тогда и пересчитывается СГОЗ. Внебюджетные средства: это двойной режим закупок, когда средства можно рассчитывать по 223-ФЗ. При разделении закупок начинается разделение функций персонала и планирования. Нужно понимать, что не все внебюджетные средства выходят за рамки 223-ФЗ. Вопрос учета внебюджетных доходов в СГОЗ является дискуссионным, так как средства не всегда включаются в СГОЗ. Минэкономразвития настаивает на том, что речь идет об общем объеме и если речь идет о плане закупки, тогда эти средства должны учитываться в СГОЗ.
  • Информация об осуществлении закупки подлежит включению в план-график размещения заказов того года, в котором размещено извещение об осуществлении закупки.
  • План-график может меняться в том числе при изменении выделяемых заказчику лимитов бюджетных обязательств (предоставляемых субсидий).

В таком случае при изменении плана-графика корректируется также и совокупный годовой объем закупок заказчика (письмо Минэкономразвития России от 30.03.2015 № ОГ-Д28-4322).

СГОЗ и внебюджетные средства

  • Если бюджетное учреждение не имеет положения о закупке согласно Закону № 223-ФЗ, то внебюджетные средства расходуются по правилам Закона № 44-ФЗ.
  • Следовательно, внебюджетные средства должны быть учтены в составе совокупного годового объема закупок.

СГОЗ и оплата кредиторской задолженности

  • В случае возникновения кредиторской задолженности в финансовом году, в котором осуществляется ее выплата, такая сумма учитывается в СГОЗ указанного года (письма Минэкономразвития России от 06.05.2015 № Д28и-1274, от 10.06.2016 № ОГ-Д28-7244). Здесь вопрос решается не в зависимости от даты заключения контракт, а из бюджета какого года осуществляется выплата задолженности.
  • Кредиторская задолженность входит в СГОЗ того года, за счетов лимитов которого она оплачивается (письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 № Д28и-746).

СГОЗ и возмещение по авансовым отчетам подотчетным лицам

  • В совокупный годовой объем закупок включаются все закупки, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а под отчет в рассматриваемом случае денежные средства выделяются на приобретение товаров для заказчика. Это ежедневная потребность любой организации, когда необходимо выдать деньги сотруднику, а сотрудник отчитывается в бухгалтерии. Вычитать эти деньги из СГОЗ никакого основания нет.
  • Возмещения по авансовым отчетам подотчетным лицам на приобретение товаров для учреждения за наличный расчет должны быть включены в совокупный годовой объем закупок.

Особенности определения объема закупок у СМП и СОНКО

Важно помнить, что штраф для меньший объем закупок — 50 000 рублей, давность правонарушения — с 31 декабря подотчетного года. Год привлечения к ответственности начнет считаться только с 1 января следующего года.

Алгоритм действий заказчика:

  • Рассчитать совокупный годовой объем закупок.
  • Вычесть суммы на оплату закупок по обороне, кредитам, атомной энергии, единственному поставщику и закрытым закупкам.
  • Рассчитать 15% от полученного результата. Именно эта сумма должна уйти на закупки у СМП и СОНКО.
  • Пересчитывать полученный объем при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур.

Существует еще одна проблема — признание конкурентной закупки несостоявшейся. Ранее по 94-ФЗ в этом случае заказчик отдавал контракт единственному участнику данной процедуры. Когда есть один участник, то закупку признают несостоявшейся. Также есть согласование заключения контракта с контрольным органом. Эта процедура согласования введена для дополнительного контроля за действиями заказчика.

Как только эта процедура начала применяться, в ФАС стало поступать слишком много обращений. Поэтому сейчас согласованию подлежит только заключение контракта с единственным участником или единственным поставщиком. К примеру, запрос котировок проводится для СМП и для СОНКО, по факту остается одна заявка. Можно отдать контракт ей без согласования с контрольным органом, но получается абсурдная ситуация — появление единственного поставщика, когда 15% в течение года нужно пересчитывать. Чтобы не пересчитывать 15%, была просьба учитывать данную ситуацию в законе, но пока поправки не было.

Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

«Стотысячные» закупки по выбору заказчика составляют:

  • либо 2 млн руб. в год,
  • либо 5% от СГОЗ, но всего не более 50 млн руб. в год.

Минэкономразвития России неоднократно разъясняло, что периодичность таких закупок Законом № 44-ФЗ не установлена. Однако существует практика привлечения заказчиков к административной ответственности за ошибочный выбор способа закупки («дробление» закупок).

  • «Четырехсоттысячные» закупки составляют 50% от СГОЗ, но всего не более 20 млн руб. в год.

Расчет лимита закупок, осуществляемых путем запроса котировок

  • Закупки посредством запроса котировок составляют не более 10% от СГОЗ, но всего не более 100 млн руб. в год.
  • Если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с наличием единственной заявки, контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то есть с единственным поставщиком. Такой контракт не входит в состав десятипроцентного лимита.
  • Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить путем проведения запроса котировок (10%), рассчитывается по сумме оплаченных контрактов от общего объема финансового обеспечения соответствующего года, за счет которого производилась оплата указанных контрактов (письмо Минэкономразвития России от 04.04.2016 № ОГ-Д28-4271).

Образование контрактной службы заказчика

  • Контрактная служба должна быть образована заказчиком, СГОЗ которого превышает 100 млн руб. Если менее — есть только право образовать контрактную службу и обязанность назначить контрактного управляющего. Контрактная служба часто похожа на комиссию, то есть их назначают, но функции не выполняются.
  • Контрактная служба может быть отдельным структурным подразделением.
  • Если контрактная служба не образована как отдельное структурное подразделение, то ее возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя.
  • Минимальное число работников контрактной службы составляет 2 человека.

Вопросы участников

Муниципальное унитарное предприятие, бюджетных средств не получает. Закупки ведутся на деньги от хозяйственной деятельности. В чем логика? МУПы переводят на 44-ФЗ, а бюджетные учреждения получили право работать по 223-ФЗ.

Логики нет. Принятие закона было очень быстрым, законопроекту предшествовал доклад ФАС в сентябре 2014 года, где говорилось о том, что закупки неэффективны. С конца 2014 года начала муссироваться идея перевода унитарных предприятий на 44-ФЗ. Таким образом, унитарные предприятия находятся в худшем положении, чем бюджетные учреждения. Но официальные органы молчат, ни одного официального разъяснения не было написано. В законе также есть ошибка, где положение о закупке предполагает гранты (которых не может быть), которые можно перевести на 223-ФЗ, если информация будет на официальном сайте до 31 декабря. Но положение нужно разместить новое. Закон обязывает совершить определенные действия до его вступления в силу.

Будет ли нарушением, если в организации нет должности «контрактный управляющий», а просто обязанности наложены на одного из сотрудников?

Нет, это не нарушение.

Работа ведется по 223-ФЗ, как правильно рассчитать СГОЗ?

Нужно подождать разъяснений. Некоторые заказчики используют понятие «совокупный годовой объем заключенных договоров». Но важно, что фактическая сумма не может отражать реального исполнения договоров.

Кто должен утверждать план-график для МУПа?

Либо руководитель, либо иное лицо, уполномоченное доверенностью. Есть общее правило для всех учреждений.

Необходимо ли утверждать СГОЗ локальным актом заказчика?

Учреждение работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ. В 2017 году есть план полностью перейти на 44-ФЗ. Как правильно это сделать, ведь положение по 223-ФЗ уже размещено?

Если положение о закупках уже размещено на официальном сайте, то убрать его оттуда можно только на основании решения суда либо предписания контрольного органа. Здесь неясно, с кем судиться и по какому поводу должно быть предписание. Но ФАС не может выдавать предписания без факта нарушения. Можно разместить положение о закупке в новой редакции и написать, что положение о закупке с 1 января 2017 больше не применяется.

При расчете объема закупок у СМП и СОНКО из СГОЗ вычитается сумма, приходящаяся на единственного поставщика по фактическим суммам или первоначальным?

Первоначальным.

Учитываются ли в СГОЗ командировочные расходы, возмещенные авансовым отчетом?

Нет, командировки вообще не учитываются как закупки, так как расходы на командировку — это категория «гарантии и компенсации».

Можно назначить контрактным управляющим в детском саду воспитателя с высшим образованием, который прошел повышение квалификации по 44-ФЗ в объеме 144 часов?

Можно, но когда воспитатель будет выполнять свою основную работу? К сожалению, законодательство о закупках не коррелирует с Трудовым кодексом.

Добрый день!

Вопрос следующего характера — включается ли в план-график 2016 года кредиторские суммы (задолженность) по закупкам у ед. поставщика (п.4 ч.1 ст.93) за 2015 год? Знаю точно, что эти закупки включаются в СОГОЗ 2016 года, а почему они должны включаться в план-график 2016? И где про это написано в 44-фз)))

Работаем, планируем и оплачиваем контракты через систему веб-торги (которая взаимодействует с ЕИС), с недавних пор разработчики системы убрали раздел — \»Малая закупка прошлого года\» — где обычно мы и вбивали кредиторскую закупку выбирая средства для её оплаты напрямую из СОГОЗ. Сейчас же кредиторскую закупку 2015 нужно набивать и выбирать средства для оплаты из план-графика 2016 года, что существенно сокращает наш лимит в 2млн. закупок у е.п. в текущем году.

Мы как заказчик косвенно свои обязательства выполняем — планируем и закупаемся только исходя из доведенных лимитов, однако наш минфин который проводит платежы — сам выбирает, что оплачивать первоочередно — обычно это продукты питания, медикаменты. В итоге на деле оказывается, что потребили товары, работы, услуги на 7млн.., а по факту оплаты прошло на 5млн..

Звонил в техподдержку программы веб-торги, там ответили, следующим образом: \»а Вы скажите где в законе написано, что кредиторка по закупкам у ед.поставщика не включается в текущий план-график\»..))))

Здравствуйте, Дмитрий!

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы» после информации о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в столбцах 9 и 13 формы плана-графика указывается итоговая информация о годовых объемах закупок (тыс. рублей), в том числе всего планируемых в текущем году. Через символ «/» указывается совокупный годовой объем закупок, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе совокупный годовой объем закупок это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Учитывая вышеизложенное, кредиторская задолженность 2015г. не указывается в совокупном годовом объеме закупок план графика 2016г.

Поэтому Вам необходимо направить официальный запрос оператору Вашей региональной или муниципальной информационной системы в сфере закупок о том, на каком основании он (оператор) прямо нарушает указанные положения действующего законодательства РФ о контрактной системе.

С уважением,

Дон Виктор,

руководитель Центра консультаций

по закупкам Балтийского тендерного центра

Казенным учреждением был заключен контракт в 2016 году, данная закупка была предусмотрена планом-графиком на 2016 год. Акты выставлены казенному учреждению 31.12.2016, оплату по ним необходимо произвести в 2017 году. Лимиты на 2017 год были доведены до учреждения. На 2017 год в Единой информационной системе (ЕИС) учреждением не размещены ни план-график, ни план закупок.

Может ли учреждение в данной ситуации оплачивать креди торскую задолженность за 2016 год?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: неразмещение в ЕИС плана закупок и плана-графика на 2017 год не препятствует оплате исполненного по ранее заключен ным контрактам.

Обоснование вывода

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, формирование, утверждение и ведение планов закупок товаров, работ и услуг и планов-графиков осущест вляются в рамках планирования закупок.

Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. Закупки, не предусмотренные планами- графиками, не могут быть осуществлены (ч. 2, ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федераль ных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъ екта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете (ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Пунктом 9 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспече ния нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043) предусмотрено, что в план закупок включаются информация о закупках, извещение об осуществлении кото рых планируется разместить либо приглашение принять уча стие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) которых планируется направить в установленных Законом № 44-ФЗ случаях в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также информация о закупках у един ственного контрагента, контракты с которым планируются к заключению в течение указанного периода.

В план-график закупок включается информация о закуп ках, об осуществлении которых размещаются извещения либо направляются приглашения принять участие в определе нии поставщика (подрядчика, исполнителя) в установленных федеральным законом случаях в течение года, на который утвержден план-график закупок, а также о закупках у един ственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контрак ты с которым планируются к заключению в течение года, на который утвержден план-график закупок (п. 8 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержден ных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554).

Как видим, законодательством не предусмотрена необ ходимость включения в планы закупок и планы-графики информации о закупках, осуществление которых началось до утверждения соответствующих плана и плана-графика. Это касается в том числе информации об исполнении (опла те) ранее заключенных контрактов (см., например, письма Минэкономразвития России от 26.07.2016 № Д28и-1893, от 13.07.2016 № Д28и-1891). Денежные обязательства по таким контрактам должны исполняться заказчиком в соответствии с условиями этих контрактов. Обязанность оплатить исполнен ное по таким контрактам возникает у заказчика независимо от того, размещены ли им в ЕИС план закупок и план-график на 2017 год.

Надежда Верхова и Алексей Александров, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

У казенного учреждения заключен договор на теплоснабжение с 01.01.2017 по 31.12.2017г. на сумму 45000,00 руб. Лимиты по теплоснабжению и сумма договора исполнены в декабре 2017г полностью. В январе выставлена счет-фактура за декабрь 2017г. с превышением объема услуг (гккалл) и суммы договора более чем на 10%. В бухгалтерском учете на это превышение лимитов не предусмотрено. Как отразить кредиторскую задолженность в бухгалтерском учете и как оформить это превышение по закону 44-ФЗ? Такая же ситуация по бензину. Был заключен договор, а в январе 2018 по счет-фактуре за декабрь 2017 вышло превышение по объему и по сумме по договору (по лимитам произошло тоже превышение). Документы за декабрь исправить мы не можем, т.к. прошел расход бензина. Что можно сделать в данной ситуации?

Ответ

ПБС принимают обязательства в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Принять обязательства сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств учреждение не вправе. Это нарушение бюджетного законодательства.

В сложившейся ситуации оплата задолженности сверх лимитов возможна только по решению суда.

Во избежание сложившейся ситуации рекомендуем при заключении контракта прописать срок оказания услуг по 31.12.2017, а в части оплаты до полного исполнения сторонами своих обязательств. В таком случае, часть услуг, которая будет приходиться на декабрь 2017г. заказчик сможет оплатить в начале 2018 года за счет финансирования 2018 года.

В данной ситуации заключите контракт до 100 тыс.рублей за счет лимитов 2018 года, согласовав данную закупку с учредителем.

Обоснование

Как учесть санкционирование расходов у получателей бюджетных средств

Как принять обязательства

Процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам (п. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетные и денежные обязательства ставьте на учет в органах Казначейства. Для получателей средств федерального бюджета Порядок установлен приказом Минфина России от 30 декабря 2015 № 221н.

Учет бюджетных и денежных обязательств ведите по документам, которые подтверждают их принятие.

В текущем финансовом году обязательства принимайте с учетом принимаемых, принятых (отложенных) и неисполненных обязательств прошлых лет (п. 310 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Как учесть бюджетные обязательства

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены. Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных ЛБО или бюджетных ассигнований (абз. 3 ст. 162, п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

В каком объеме (сумме) принимать бюджетные обязательства

В бюджетном учете отразите обязательства:

 по выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам - в объеме утвержденных на год ЛБО;

 по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами - в сумме начисленных обязательств или выплат;

 по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами - в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);

 по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат - в сумме начисленных платежей;

 по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам - производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям:
- в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии - если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами;
- в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели - если договоры или соглашения не заключены;

 по другим расходным обязательствам - в сумме обязательств, которые подтверждены документами.

Полный перечень бюджетных обязательств приведен в пункте 140 Инструкции № 162н. Порядок принятия обязательств к учету разъяснен в пункте 1 письма Минфина России от 21 января 2013 № 02-06-07/155.

Чтобы принять обязательства, отразите их на счетах:

 502.01 «Принятые обязательства»;

 502.07 «Принимаемые обязательства»;

 502.09 «Отложенные обязательства».

Рассмотрим в таблице, в каких случаях применять счета для учета обязательств:

Виды расходов На каком счете отражать обязательство
Контракты (договоры), которые заключили по итогам конкурентных процедур: аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок В момент размещения извещения о закупке в ЕИС отразите на счете 502.07. А после того как вы заключили контракт - перенесите на счет 502.01
Зарплата, налоги, другие выплаты, в том числе по контрактам (договорам), которые заключили с единственным поставщиком Расходы отразите на счете 502.01
Расходы, по которым создаете резервы предстоящих расходов, в том числе на оплату отпусков, претензионных требований и исков Суммы созданных резервов отразите на счете 502.99. А когда вы используете резерв - перенесите его на счет 502.01

Рассмотрим, как в 2018 году закрыть контракты за 2017 год, если они разбиты на этапы.

Пример

В 2017 году контракт на коммуналку поделили на ежемесячные этапы. Исполняли контракт поэтапно с января по ноябрь, а декабрь 2017 года оплатят уже в 2018 году. Значит, размещать в ЕИС информацию об исполнении и отчет об исполнении этапа контакта надо в январе 2018 года.

Регулятор контрактной системы напоминает, что заказчики обязаны размещать отчет, как того требует подпункт «б» пункта 3 постановления Правительства от 28.11.2013 № 1093. Такая обязанность возникает у заказчика после каждой оплаты, в том числе частичной приемки. Требование не зависит от того, установили этапы в контракте или нет (письмо Минфина от 15.09.2017 № 24-03-07/61189).

Важно

Заключать контракты с отлагательным действием позволяет часть 2 статьи 425 ГК

Такой же позиции придерживалось Минэкономразвития. Казначейство тоже указывало, что составлять и размещать отчет надо после каждой оплаты. Но при этом дополнило, что направлять информацию в реестр контрактов после каждого подписанного акта приемки Закон № 44-ФЗ не требует (письмо Казначейства от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5).

Оплачивать ли работы, которые выполнены после истечения срока действия контракта

Оплатите работы, если в контракте не установили условие, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

Контракт действует до полного исполнения сторонами обязательств, если в нем отсутствует условие, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ. Если установили конкретный срок действия контракта, то исполните его до установленной даты.