Правила перевозки грузов автомобильным транспортом: общие положения. Новые правила перевозки грузов автотранспортом Требования к перевозчикам грузов автомобильным транспортом

Организации перевозки грузов автотранспортом свойственны определенные особенности, которые, собственно, отличают ее от деятельности по обеспечению поставок товара авиасообщением и железнодорожным транспортом. Действующие Правила автомобильных грузоперевозок, установленные законодательством, строго регламентируют выполнение работ по погрузке, транзиту и разгрузке всех видов товара. Основные положения правил, а также существенные изменения, коснувшиеся правил в 2016 году, рассмотрим подробно в данной статье.

Законодательная база: основные положения правил

На сегодняшний день правила грузоперевозок автотранспортом регулируются правительственным постановлением №272, которое устанавливает порядок организации перевозок различных грузов (международное, пригородное, городское сообщение), а также опасных и скоропортящихся грузов. Утверждение действующих правил приходится на 2011 год.

Кроме того, в Правилах оговаривается порядок обеспечения сохранности грузов, контейнеров, транспортных средств, а также условия грузоперевозок и предоставления ТС для такой деятельности. Ознакомиться с полным текстом постановления можно .

Договор перевозки грузов

В Правилах оговаривается порядок оформления договоров относительно перевозки грузов, которые заключаются посредством принятия к выполнению перевозчиками заказов и заявок грузоотправителей. Подтверждение заключения договора выражается в форме транспортной накладной на одну либо несколько грузовых партий, оформленной грузоотправителем согласно Приложению №4. Документ составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

В случае задействования при транспортировке груза нескольких ТС накладная составляется в количестве, равном таковому транспортных средств.

Рассмотрение заявки перевозчиком, в том числе информирование о принятии или отказе с письменным обоснованием, не может занимать более 3 дней со дня принятия заказа. Далее происходит согласование условий перевозки с обязательным обозначением их в транспортной накладной. Если речь идет об опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузах, указываются также сведения о сроке, дате и номере специального разрешения, а также сведения о предполагаемом маршруте подобного груза.

Заключению договора, согласно Правилам, предшествует ознакомление с прейскурантом о стоимости услуг и порядке расчета, который предъявляется перевозчиком по первой просьбе грузоотправителя.

Договор фрахтования для перевозки грузов

Договор фрахтования заключается при грузоперевозках, предполагающих сопровождение собственника транспортируемого груза, либо отсутствие учета движения материальных ценностей товара. Для договора фрахтования в данном случае предусмотрена форма заказа-наряда о предоставлении ТС. Подробности можно узнать в Приложении №5.

На рассмотрение заказа-наряда юридическим лицом или ИП отводится три дня, по истечении которых возникает обязанность письменного информирования заказчика о принятом решении.

После обсуждения условий предоставления ТС для фрахтования с последующим внесением в договор одна копия документа передается заказчику, две остальных – водителю. Далее один экземпляр водитель приложит к счету и направит заказчику.
При отсутствии заполненных пунктов, предполагающих условия фрахтования, сотрудничество происходит на условиях, установленных Правилами либо федеральным законом.

Если транспортное средство используется в личных целях и не связано с предпринимательской деятельностью, сотрудничество осуществляется по согласованию сторон.

Порядок предоставления ТС и контейнеров для погрузки

Подача ТС под погрузку и, соответственно, передача груза осуществляется согласно установленным договором фрахтования срокам.

Процесс подразумевает внесение записей в транспортную накладную:

  • о дате, времени подачи ТС по факту;
  • о состоянии передаваемого груза, упаковки, тары;
  • о маркировке и опломбировании;
  • об общей массе груза и количестве грузовых мест.

При осуществлении задачи по обеспечению безопасности перевозки груза и его сохранности может быть задействовано исключительно пригодное для грузоперевозок транспортное средство. Таковым признается ТС, которые оснащены соответствующим оборудованием, отвечают своему назначению и показателям грузоподъемности.

В противном случае подача ТС и контейнеров считается неосуществленной. Опозданием считается задержка подачи ТС более чем на два часа от оговоренного в заказе-наряде времени.

По окончании погрузки водителем ставится подпись в накладной, при необходимости указываются замечания, возникшие во время погрузки.

Отказ грузоотправителя от выполнения договора фрахтования допускается:

  • если для погрузки было представлено непригодное транспортное средство;
  • если подача ТС и контейнеров была произведена с опозданием;
  • если перед осуществлением погрузки водителем не был предъявлен документ, удостоверяющий личность, и путевой лист.

Требования к состоянию груза:

  • соответствие массы груза показателю, указанному в транспортной накладной;
  • маркировка согласно установленным требованиям (количество, номера, масса грузовых мест, наименования сторон, указание адресов пунктов погрузки и выгрузки);
  • подготовка груза, его упаковка и затаренность отвечают стандартам и условиям нормативных документов, предполагающих соответствующие положения.

Подробно с порядком и перечнем выполнения работ по погрузке и выгрузке грузов, а также их сроками можно ознакомиться в Приложении №6-8. Допустимые параметры транспортных средств, задействованных в грузоперевозках, в том числе их габариты, предельная масса, осевые нагрузки, обозначены в Приложении №1-3.

Расчет массы груза, опломбирование ТС и контейнеров

Определение массы штучных грузов, а также таковых в таре либо упаковке происходит путем взвешивания или посредством расчета, в основу которого вкладываются сведения геометрического обмера в соответствии с объемом груза либо имеющейся технической документации на него.

По завершении процесса погрузки производится опломбирование кузова транспортных средств, а также контейнеров.

В некоторых случаях опломбирование подразумевает процедуру обандероливания с применением бумажной ленты, тесьмы и других материалов.

Доставка и выгрузка грузов, предполагаемые сроки

Обычно доставка и выгрузка товара осуществляется согласно оговоренным договором перевозки груза срокам.

В противном случае доставка должна быть реализована:

  • в течение суток – для пригородного и городского сообщения;
  • в течение времени, величина которого определяется из расчета одни сутки на 300 км маршрута перевозки.

Груз признается утраченным, если по требованию грузополучателя он не был выдан:

  • в течение 10 дней с момента его приема для транспортировки – для пригородного и городского сообщения;
  • в течение месяца с момента его фактической выдачи, которая не была реализована, – для междугороднего сообщения.

В таком случае грузополучатель имеет право на получение компенсации. Кроме того, возмещение ущерба допускается при повреждении либо порче груза, произошедшей по вине перевозчика.

При необходимости может быть произведена переадресовка грузов. В таком случае все расходы берет на себя грузоотправитель.
Дезинфекция, промывка и чистка транспортных средств по окончании поездки входит в обязанности грузополучателя.

С порядком составления актов и претензий в случае обнаружения соответствующих обстоятельств Вы можете ознакомиться в седьмой главе Постановления.

Изменения в Правила, которые внес 2016 год

В 2016 году в Правила рядом законодательных актов, правительственных постановлений были внесены определенные изменения.

Рассмотрим основные из них:

  • Исключение требования о заверке транспортных документов, используемых грузоотправителями, фрахтовщиками и грузополучателями, печатями юрлиц (правительственное Постановление №1233 от 24.11.2016).
  • Скорректированы требования, установленные Правилами относительно допустимых осевых нагрузок, согласно которым размещение делимого груза теперь должно осуществляться в соответствии с величиной массы транспортного средства. Кроме того, был обозначен диапазон показателей расстояния между сближенными осями (правительственное Постановление №1442 от 22.12.2016).
  • Введение административной ответственности за нарушения при обеспечении безопасности перевозимых автотранспортом грузов (Федеральный закон №133-ФЗ от 01.05.2016). В соответствии с изменениями на водителя налагается штраф в размере 2500 рублей, на должностных лиц – 20 тысяч рублей, на юрлиц – 100 тысяч рублей. За допуск водителей к работе без проведения соответствующего инструктажа для должностных лиц штраф составит 10 тысяч рублей, для юрлиц – 30 тысяч рублей. При осуществлении перевозок с нарушением действующих Правил в отношении водителя применяется штраф в размере 1500 рублей, должностного лица – 10 тысяч рублей, юрлица – 25 тысяч рублей. За нарушения условий, которые предусмотрены лицензией, ИП и должностных лиц ожидает штраф в размере 20 тысяч рублей, юрлиц – 100 тысяч рублей. При грубых нарушениях, связанных с лицензией, для ИП и должностных лиц установлен штраф в размере 75 тысяч рублей, для юрлиц – 200 тысяч рублей плюс приостановление деятельности до 90 суток.

Почти каждый водитель хоть раз в жизни использовал собственный легковой автомобиль для транспортировки грузов — например, при переезде на новую квартиру или поездке на дачу. Таким же образом эксплуатируют и служебный транспорт. Но не всегда грузы перевозятся правильно. Вместе с тем при обнаружении нарушений водителя подвергнут наказанию, поскольку это создает риски для других автомобилистов. Ведь неправильно перевозимые грузы — причина аварийной обстановки.

Как же правильно транспортировать разные предметы и товары без риска для себя и других участников дорожного движения?

Основные правила перевозки легковым автомобильным транспортом

В Кодексе об административных правонарушениях отсутствует условие относительно перегрузки легкового автомобиля. Но перегружать его не стоит, поскольку это влияет на управляемость и маневренность. В основном, допустимая масса составляет до 350 кг, больший вес приводит к поломкам — повреждениям рамы, лонжерона, амортизаторов.

При перевозке различных предметов на крыше необходимо уточнить лимиты по нагрузкам для этой части кузова. Во многом показатель зависит от страны, в которой произведено транспортное средство:

  • для отечественных автомобилей — 40-70 кг;
  • для импортных — 60-90 кг.

При этом тяжелые вещи размещают не по центру, а поближе к краю.

Перевозимые предметы в багажнике распределяют так, чтобы нагрузка по всей площади была равномерной, а центр тяжести находился максимально низко. Важно помнить, что если багажник перегружен, то переднюю часть на поворотах заносит, при резком торможении теряется управление и удлиняется тормозной путь. И немногие водители легковушек задумываются о том, что в плохом состоянии дорог нередко виноваты сами. Перегруженный автомобиль иногда бьется задним бампером об асфальт, что влияет на состояние покрытия.

Любой груз, согласно правилам автомобильных перевозок, не должен перекрывать водителю обзор или зеркала заднего вида, ограничивать движения. Правоохранители на дорогах не будут иметь претензий к водителю, если при такой перевозке:

  • не снижается устойчивость машины;
  • не заслоняются светоотражатели или фары;
  • не возникает лишних шумов или пыли;
  • не повреждается дорожное покрытие.

Если хотя бы один из пунктов не выполняется, водитель обязан сразу устранять недочеты.

После погрузки предметы надежно фиксируют, чтобы исключить произвольное падение. Все крепления должны быть хорошо зафиксированы, их в дороге проверяют каждые два часа, а если покрытие повреждено, местность сложная, неровная, то делают это ежечасно.

Дверцы мебели приклеивают скотчем, чтобы исключить их открытие. Стекло перевозят отдельно, в специальной упаковке, защищающей материал от повреждения и битья.

Рекомендуемая скорость груженого багажника автомобиля не должна превышать 100 км/ч, если такой режим допускается на той дороге, по которой пролегает маршрут. При вхождении в поворот скорость снижается до 20 км/ч.

Маркировка

Общие правила перевозки негабаритных грузов автомобильным транспортом регулируются профильными документами, в частности, Правилами дорожного движения. В этом случае необходима специальная маркировка, даже если используются не грузовые, а легковые автомобили. Знаки прикрепляют, если груз выступает за границы легковушки более, чем на 1 метр спереди или сзади, либо на 40 см по бокам.

Для маркировки используется знак «Крупногабаритный груз». Это табличка величиной 40х40 см, на которой изображены красно-белые диагональные полосы. Если перевозка осуществляется в темное время суток, то на передней части автомобиля дополнительно устанавливается белый светоотражатель.

Если случилось так, что знака под рукой не оказалось, а перевозку невозможно отложить или некуда прицепить предупредительную табличку, то груз хотя бы помечают отрезом яркой ткани, которая не останется незамеченной водителями других автомобилей. Вместо отражателя нередко используют фонарь.

Крюки-фаркопы

Деталь автомобиля интересует сотрудников ГИБДД при осмотре, если это «хендмейд», выполненный водителем или специалистами станции техобслуживания. Приваривание крюков расценивают как нарушение техрегламента. Такие самоделки могут наказываться штрафом. При этом владельца обязывают привести транспортное средство в исходное состояние, иначе возникает угроза снятие с учета. За самостоятельно приделанный фаркоп могут лишить прав, если крюк расположен очень низко и перекрывает знаки регистрации.

Прицеп

Нормы использования прицепа тоже нельзя упускать из виду. Согласно новым правилам, для таких автомобильных перевозок требуется определенная категория водительских прав.

Категория В предназначена для управления легковушками с прицепом, если разрешенная максимальная масса последнего не превышает 750 кг. Прицеп может быть тяжелее, чем автомобиль. При этом для суммарной массы обоих ТС введен лимит 3,5 тыс. кг.

Опасные грузы в легковушке

Для компаний действуют строгие правила перевозки подобных грузов автомобильным транспортом, которые излагаются в ДОПОГ. Тем же документом частным лицам разрешается транспортировать опасные вещества в принадлежащей им легковой машине. Однако здесь введены строгие ограничения по количеству таких веществ, а также оговариваются требования к таре, которая при этом используется. Так, упаковка должна быть такой, чтобы исключить утечку при перевозке. Если речь идет о легковоспламеняющихся жидкостях, то за раз можно перевезти 240 литров на один автомобиль или разлитыми по сосудам емкостью не более 60 л каждый.

При пересечении границы позволяется брать с собой до 20 литров топлива, не считая того, что в баке.

В автомобиле одновременно можно перевозить до 15 баллонов газа, и это в соответствии с ДОПОГ не является нарушением, которое могло бы создать значимую угрозу для людей или окружающей среды.

Перевозка легковым транспортом опасных грузов в превышающих количествах, без специальной подготовки, при отсутствии особого разрешения и утвержденного маршрута, на транспортном средстве, не предназначенном для таких транспортировок, чревата денежным штрафом от 15 тыс. рублей.

Перевозка ОГ в легковом такси

В такси закон запрещает перевозить опасные вещества, продукцию, издающую резкий запах, холодное и огнестрельное оружие без упаковки или чехлов. Водитель имеет право отказать в транспортировке, если существует вероятность загрязнения и порчи салона, вещей пассажира. Груз (багаж), который хочет взять с собой клиент, должен свободно проходить в двери.

Наказание

За нарушение ПДД при перевозке грузов легковым автотранспортом, особенно негабаритных, последуют штрафные санкции либо лишение прав на 4-6 месяцев. Если автомобилем владеет компания, то такая сумма может составлять 500 тыс. руб.

Есть еще одна причина, по которой не стоит нарушать правила перевозки грузов. Если из-за этого произойдет дорожная авария, то о страховых выплатах придется забыть.

Международные перевозки грузов легковым транспортом

Таможенным законодательством описывается перечень вещей, которые можно ввозить в страну и вывозить из нее. Это те товары, которые не предназначены для коммерции и производства, а должны использоваться только для личных потребностей.

На дороге необходимо придерживаться общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, нормы ПДД государства, по которому передвигается автомобиль. Нередко правила там более жесткие, а штрафы выше, чем в России.

Планируя и совершая поездку легковым автотранспортом, необходимо помнить, что соблюдение основных норм и ограничений — это гарантия, прежде всего, личной безопасности. И если водитель сомневается в своих навыках вождения, особенно когда нужно транспортировать крупные или опасные грузы, то разумнее заказать аренду машины, чем рисковать собой и другими людьми.

С одной стороны, перевозка сыпучих грузов выполняется с соблюдением стандартных требований, как с ПДД, так и нормативных, регулирующих документов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С другой – в данном отношении применяются иные правила, характерные для каждого вида, объясняющиеся характерными физико-химическим и биологическими свойствами.

Осуществление таких рейсов происходит , тонаров и специальных контейнеров, удобных тем, что процесс разгрузки здесь весьма упрощён наличием гидроподъёмника.

Однако, несоблюдение установленных норм может привести к получению штрафа от инспектора ГИБДД, порче имущества третьих лиц или к повреждению и частичной утрате груза.

Для железнодорожного транспорта

Условия транспортировки сыпучих грузов железнодорожным транспортом регулируются Помимо основных требований, в п. 1 приведена ссылка на , определяющую условия перевозки таких грузов.

Согласно п.2 Приказ Минтранса № 281, к сыпучим относятся грузы из перечня, находящегося в

В соответствии с требованиями приведённых документов, транспортировка «насыпью и навалом» в данном случае может осуществляться только в отношении данных наименований, перечисленных в виде 584 позиций.

Помимо перечня действует ряд других условий, играющих немаловажную роль:

  1. В процессе транспортировки должны соблюдаться физические свойства, геометрические размеры и упаковка груза (п.3).
  2. Если груз не требует защиты от атмосферных осадков, допускается транспортировка в открытых подвижных составах, или в специализированном открытом вагоне (п. 7).
  3. Поданный под загрузку вагон должен иметь исправное погрузочное устройство, крышку люков с уплотнителями не допускающими просыпание мелкофракционного груза, рабочие блокирующие элементы, предназначенные для предотвращения открытия люка или двери без нарушения целостности пломб. Чтобы не допустить нарушения правил безопасности при транспортировке мелких грузов, перевозчик или заказчик должен принять меры, сохранения груза от просыпания во время следования по маршруту (п. 9).
  4. Требования к перевозке некоторых видов зерновых грузов и культур выполняются по рекомендациям ст.3 ФЗ № 18, который приравнивает их к багажу и ручной клади, то есть предусматривает транспортировку только в крытом вагоне или контейнере (п. 10).

Из этого можно сделать заключение, что сыпучие материалы могут перевозиться в открытых платформах, без тента лишь в том случае, если нет вероятности их повреждения или выдувания во время движения.

Например:

  • гипс и керамзит должны быть закрыты от промокания;
  • песок должен быть защищен от выдувания, так как относится к пылящим грузам;
  • гравий, щебень или уголь могут транспортироваться в открытом виде.

Несоблюдение перечисленных условий может привести к серьёзным убыткам. Начиная от оплаты штрафа по и заканчивая возмещением возможно повреждённого или утраченного груза.

Перевозка сыпучих грузов автомобильным транспортом

Правила перевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом преимущественно регулируются 2 документами:

  1. , раздел 26 «Правила перевозок грузов навалом», с корректировками 21.05.2007г.

Если Постановление лишь косвенно затрагивает тему сыпучих грузов, освещая общие условия грузоперевозок, то документ, доставшийся с советских времён, хранит в себе достаточно любопытной информации.

Правила из «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» утверждённого Минавтотрансом РСФСР:

  1. Условия относятся к транспортировке руд, строительных материалов, отходов металлургического производства. К сельскохозяйственным грузам не применяются (параграф 1).
  2. Погрузка сыпучих материалов должна осуществляться механизированным способом с условием, что масса груза в одном ковше не более одной трети допустимой грузоподъёмности платформы. Минимальное расстояние от днища кузова до погрузочного механизма равняется 1 м (параграф 2).
  3. В момент погрузки водитель должен находиться за пределами кабины грузовика. Экскаваторщику запрещено перемещать ковш над кабиной самосвала (параграф 3).
  4. Грузополучатель обязан очистить кузов от остатков груза, после полной разгрузки (параграф 4).
  5. Порядок подачи под загрузку оговаривается сторонами в годовом договоре, определяется способ обозначения места установки и использующиеся для этого звуковые сигналы (параграф 5).
  6. Грузоотправитель обязан соблюдать технику безопасности выполнением следующих условий (параграф 6):
    • ограждением проезжей части, расположенной внутри карьера
    • предоставлением откатников под колёса грузовиков, если погрузочная площадка выполнена под наклоном
    • своевременно подготавливать дорожное покрытие для беспроблемного передвижения автомобилей
    • смачивать дорогу на карьере для снижения запылённости
    • контролировать содержание концентрированных газов в пределах нормы.
  7. Приём и сдача насыпных материалов осуществляется с помощью взвешивания. Если получатель не имеет возможности определить вес, приём может происходить визуально, исходя из общего объёма. В некоторых ситуациях, грузоперевозчик может быть освобождён от сдачи груза получателю, например при вывозе снега (параграф 8).
  8. Грузоперевозка однородных сыпучих материалов оформляется одной накладной, в которой указывается категория «Перевозка груза навалом» (параграф 9).

Технология

Принцип перевозок насыпных материалов можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовительные работы , к которым можно отнести ряд действий:
    • определение оптимального для данной ситуации вида транспорта (железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, комбинированный);
    • выбор компании перевозчика;
    • подготовка сопроводительной документации.
  2. Погрузка груза .
  3. Транспортировка . Данный этап может происходить с использованием одного или нескольких видов транспортного сообщения. В данном случае в пути может понадобиться перемещение груза с одной платформы на другую. Избежать этого можно используя контейнеры, позволяющие выполнить смены транспорта без .
  4. Передача получателю , разгрузка и подписание передаточной документации.

Организация безопасности движения

Основной особенностью сыпучих грузов является то, что перевозятся они без тары или упаковки, ввиду невозможности её использования. Они состоят из многочисленных подвижных частиц определённого размера, которые могут быть однородными или неоднородными по своему составу.

При перевозке навалочных грузов следует быть предельно внимательным, так как существует опасность возникновения следующих ситуаций:

  1. Повреждение дорожного покрытия или транспортных средств других участников дорожного движения в результате падения.
  2. Проблемы при маневрировании.
  3. Возможные сложности при погрузке-выгрузке.
  4. Некоторые сыпучие грузы подвергаются опасности самовозгорания (уголь, дрова, удобрения на основе торфа).

Чтобы избежать возникновения нестандартных ситуаций в процессе доставки, погрузки и выгрузки необходимо придерживаться определённых требований.

Соблюдение этих требований позволяет быть максимально уверенным в целостности груза:

  1. Верхняя точка насыпного груза не должна превышать уровень бортов кузова, платформы. Несоблюдение данного требования приведёт к высыпанию на дорогу.
  2. Выполнение работ, предотвращающих потерю части груза, является обязанностью перевозчика. Для этого он использует брезентовый полог, которым накрывает поверхность, не допуская тем самым высыпание и выдувание.
  3. Перевозка сыпучих грузов в контейнерах без упаковки в специальную тару не допускается.
  4. Масса загруженного насыпного материала не должна превышать грузоподъёмность используемого транспорта.
  5. Во время следования по маршруту, водитель автомобиля должен придерживаться ПДД РФ.
  6. Транспортировка сыпучих грузов без документов не допускается. Содержимое кузова должно подтверждаться наличием необходимых бумаг:
    • договора или заявки на перевозку груза, между исполнителем и заказчиком;

    • товаро-транспортной накладной установленного образца (в зависимости от ситуации);

    • расписок, подтверждающих получение и передачу груза.
    • Основной особенностью данного направления грузоперевозок заключается запрет на объявление ценности груза. П. 76 Постановления Правительства № 272 от 15.04.2011г. озвучивает это условие следующим образом: при наличии пломбы, установленной отправителем и выполняющей роль так называемого ключа, данное действие не выполняется.

      Расчёт в потребности машин

      Определение нужного вида транспорта происходит на первом, подготовительном этапе, об этом уже упоминалось чуть ранее. В данном случае речь пойдёт о расчёте в потребности автомобилей.

      Иногда для осуществления быстрой и качественной перевозки может понадобиться услуга нескольких транспортных средств, способных с периодическим интервалом подвозить нужное количества груза на строительный объект.

      Другая ситуация предполагает противоположные требования, например быструю перевозку зерновых культур со склада на другой объект. Поэтому к каждой ситуации необходимо отнестись с полным анализом происходящего, учитывая не только финансовые критерии, но и свойства материала.

      Потери при транспортировке

      Объяснить потери сыпучего груза в процессе транспортировки можно следующими причинами:

    1. Хищение (потеря, утрата, изъятие). В данном случае наблюдается характерное визуальное отсутствие груза в кузове, контейнере.
    2. Недостача подразумевает частичное отсутствие части.
    3. Повреждение или порча сопровождается наличием явных или скрытых дефектов качества.

    Во всех случаях, ответственность за целостность груза ложится на перевозчика. Для определения степени его вины может назначаться комиссия, определяющая коэффициент потерь в соответствии с «Ответственность перевозчика…».

    Определяемые причины могут быть различной специфики, начиная мошеннических действий третьих лиц и заканчивая халатностью грузоперевозчика.

    Преимущественно сказываются в результате следующих обстоятельств:

    1. Просыпание через щели и трещины кузова.
    2. Ветровая эрозия.
    3. Не соответствие тары или упаковки специфике перевозимого груза.
    4. В железнодорожном транспорте причиной может стать удар осей вагонов при трогании, в результате манёвров толкания на сортировочной линии.
    5. Морской и речной — при попадании в шторм.

    Естественные потери при перевозке сыпучих грузов определяются в виде снижения массы под воздействием биологических, физико-химических свойств. Это возможно даже в том случае, если при их транспортировке соблюдаются все необходимые требования.

    В качестве примера можно привести ситуацию, когда происходит транспортировка речного песка:

    • он добывается непосредственно перед загрузкой;
    • в момент погрузки он достаточно влажный, что значительно увеличивает массу;
    • в процессе перевозки, частично выветривается и высыхает это может существенно снизить вес груза.

    Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (ОППГАТ или ППГАТ) существуют с 25 июля 2011-го и являются обновлённой версией аналогичных Правил 77-го года.

    Существует несколько основных документов, регулирующих перевозку грузов по территории РФ: Правила (ППГАТ), Устав (УАТ), Конвенция (Международная конвенция о договоре перевозки или CMR) и, конечно, ПДД. Множество нормативов, довольно подробно описанных в российскими ГОСТами, регулируют конкретные этапы перевозки (например, ) и разные стороны этих этапов (например Правила безопасности при погрузке). Столь конкретные случаи общими Правилами перевозок грузов не рассматриваются, поэтому ниже описаны только общие отношения между грузоперевозчиком, клиентом и посредниками.

    Всего правилами перевозок грузов можно считать более 4 тысяч федеральных законов, на которые приходится около 10 тысяч различных нормативов и постановлений. Большинство из них были разработаны в Советском союзе, но изменениям не подверглись лишь некоторые. С такой тщательностью рассматривать правила перевозки грузов не имеет смысла, но познакомиться с основными документами крайне рекомендуется.

    ПДД и Правила перевозки грузов

    Наиболее простой для рассмотрения документ, поскольку не содержит конкретных нормативов, а лишь отсылает к нормативам ППГАТ, Правилам перевозки опасных грузов (ДОПОГ), Негабарита и т.д. Перевозка грузов освещена в 23 пункте Правил, разделённом на 5 частей:

    • 23.1 ;
    • 23.2 Контроль груза во время погрузочных работ (крепление и размещение) и по ходу движения;
    • 23.3 Правильное размещение груза (без ограничения обзора, затруднения управления, без закрытия опознавательных знаков, создания шума, пыли и грязи);
    • 23.4 Перевозка и маркировка ;
    • 23.5 Перевозка и .

    Взаимодействие УАТ с Правилами перевозок грузов

    Устав автомобильного транспорта — важнейший документ, регулирующий деятельность всех автотранспортных предприятий, а также предприятий и граждан пользующихся их услугами. В этом акте освещены наиболее значимые моменты, а также порядок взаимодействия отправителя, перевозчика и получателя. Для этого используются ряд закреплённых определениями понятий (багаж, пассажир, билет, груз), из которых стоит выделить следующие:

    • Грузоотправитель — лицо (физическое или юридическое), указанное в таком качестве в договоре о перевозке и в ТТН. Отправитель не обязательно является владельцем груза, но в противном случае должен иметь право выступать от его имени.
    • Грузополучатель — лицо, имеющее право получения груза.
    • Заказ-наряд — одна из форм договора фрахта.
    • Контейнер — многоразовое оборудование (объём более 1 м³), используемое для устранения этапа перегрузки груза с одного ТС на другое во время погрузочно-разгрузочных работ.
    • Перевозчик — индивидуальный предприниматель или юр. лицо, ответственное за транспортировку (пассажира, груза, багажа) а также за выдачу груза получателю.
    • Путевой лист — документ, в котором отмечается выполнение запланированных работ, служит для учёта и контроля деятельности водителя.
    • Скоропортящийся груз — требующий при перевозке поддержания определённой температуры, указываемой в договоре перевозки.
    • ТТН — документ, подтверждающий существование договора перевозки. Используется во время проведения транспортировки.
    • Фрахт . Фрахтователь — лицо, оплачивающее использование ТС (весь объём или часть). Фрахтовщик — лицо, предоставляющее фрахтователю ТС (или часть его объёма) по договору фрахта.

    Стоит отметить, что договор фрахта может заключаться параллельно договору перевозки и вовлекать в процесс транспортировки груза третьи и четвёртые стороны. Т.е. перевозчик может стать фрахтователем и для транспортировки груза (пассажира, багажа) использовать транспортные средства фрахтовщика. Такая ситуация может оказаться весьма запутанной для всех сторон, но наиболее уязвимую позицию в ней имеет конечный перевозчик, ввиду некоторых недоработок, существующих на текущий момент в УАТ и ППГАТ.

    При использовании нескольких автотранспортных средств, необходимо составить такое количество накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

    Договор перевозки

    Спорный момент может возникнуть на любом этапе транспортировки, поэтому как отправитель груза, так и его получатель должны отмечать в транспортных документах (к ним относятся путевой лист, транспортная накладная и сопроводительные ведомости) не только время подачи транспортного средства в пункты погрузки или выгрузки, но и время отправления из них.

    Следует руководствоваться Правила перевозки грузов транспортом в том случае, если рассматриваемый момент не указан в договоре напрямую. Например если погрузка (транспортировка или выгрузка) требуют специальных устройств, то установка их производится отправителем, а демонтаж получателем. По стандартному договору это оборудование оставляется получателю, поэтому в договор обычно включается пункт, согласно которому возврат оборудования производится через перевозчика, а работу его оплачивает получатель. Однако существуют пункты, включаемые в договор в обязательном порядке:

    • Предмет соглашения , т.е. оказание услуги по транспортировке груза. Конкретизируется адрес погрузки и выгрузки, условия передачи и приёма груза.
    • Сроки . Существуют нормативы погрузки и выгрузки груза, длительность которых обычно не указывается. Общий срок транспортировки наоборот — один из важнейших пунктов договора, конкретизироваться могут сроки доставки в промежуточный пункт назначения, сроки исполнения обязательств с обеих сторон, т.е. сроки перевозки и оплаты.
    • Стоимость . Цена может указываться вместе с расчётами по текущим тарифам и оплатой дополнительных услуг.
    • Ответственность . В случае неисполнения или некачественного исполнения стандартных работ УАТ предусматривает определённые штрафы, например за срыв погрузки. Однако стороны могут указать собственные санкции за неисполнение тех или иных обязательств.

    Предварительные работы начинаются Перевозчиком после оформления клиентом заявки, с целью определения возможности перевозки груза и заключения договора. Работы по перевозке груза производятся после оформления акта сдачи-приемки выполненных подготовительных работ.

    Правила перевозки грузов при помощи автомобильного транспорта

    Правила перевозки грузов 2011 — последняя редакция ППГАТ. Следующее обновление запланировано на январь 2015-го года, но значительных изменений ППГАТ 2015 не получит. По отношению к УАТ Правила автомобильных перевозок грузов выступают в качестве уточняющего дополнения. Так, понятийный аппарат УАТ дополняется здесь несколькими новыми терминами:

    • Сопроводительная ведомость . При необходимости подача грузового контейнера (как пустого грузоотправителю, так и полного грузополучателю) оформляется специальной сопроводительной ведомостью, которую составляет перевозчик.
    • Партия груз а — перевозимые по одному документу грузы (несколько наименований).
    • Грузовое место — используемый для транспортировки объект.
    • Тяжеловесный груз .
    • Крупногабаритный груз .
    • Делимый груз — груз, который можно разместить на двух и более местах без риска причинения ему вреда.

    Разумеется, наиболее важным условием перевозки являются временные нормативы, однако точного определения задержки поставки и простоя в ППГАТ на данный момент нет. Тем не менее, существуют, и знать границы, условия его назначения необходимо. Временем, после которого транспортное средство считается опоздавшим (на загрузку или выгрузку), принят срок в два часа. Этот интервал времени может быть уточнен в договоре.

    Необходимость взаимодействия с разными сторонами во время формирования заказа на перевозку приводит к появлению дополнительных посредников.

    Заключение договора

    Стандартный договор перевозки грузов Правила рассматривают со всех сторон, но на самом деле, для его заключения перевозчику достаточно забрать груз и поставить подпись на ТТН. Это заключение следует из 6-го пункта ППГ, где указано, что договор может заключаться с помощью принятия к исполнению заказа (или заявки, если имеется договор об организации перевозки грузов). Исключение из этого перечислены в 13 пункте ППГ. Тот же самый реверанс можно найти в первом пункте 8-й статьи УАТ.

    После оформления заказа начинается его рассмотрение перевозчиком, в результате которого он может отказаться от оказания услуг. Решение по заказу должно быть вынесено в течение 3-х суток, после его принятия к рассмотрению (7-й пункт ППГАТ). Отказ должен быть оформлен в письменном виде и вручён грузоотправителю (владелец груза или его уполномоченный представитель). Правилами перевозок грузов на этот счёт даётся подробная инструкция по взаимодействию сторон.

    Последовательность погрузочных и разгрузочных работ устанавливается и регулируется правилами перевозки грузов. Если грузоотправитель осуществляет погрузку транспортируемого груза в транспортное средство или контейнер с нарушениями установленных правил, он должен устранить их по требованию перевозчика. В противном случае перевозчик имеет право отказаться от своих обязательств по перевозке груза.

    Согласно инструкции ППГ подавать заявку (заказ) на оказание услуги транспортировки груза может только отправитель, что в реальной жизни является причиной многих проблем. Это ограничение направлено на устранение посредников, однако диспетчер, проверяющий юридический статус каждой компании оформляющей заказ, окажется в сложном положении.

    Перевозка сборных грузов предполагает, что транспорт будет использоваться для выполнения нескольких заказов одновременно, что позволяет снизить цену и ускорить работу.

    После положительного рассмотрения заказа составляется ТТН. Однако в этом пункте УАТ и Новые правила перевозки грузов имеют некоторые противоречия. Устав предполагает, что накладная составляется отправителем, что довольно логично. Правила утверждают, что отправитель и перевозчик заполняют стандартный лист ТТН (приведённый в Приложении № 4) совместными усилиями. В частности перевозчику, после согласования с отправителем, предлагается заполнить позиции 8-11, 13, 15 и 16 на своей половине листа.

    Дополнительные документы

    8-й пункт ППГ позволят отправителю потребовать от перевозчика специальный документ, в котором приводится подробный расчёт стоимости. Прейскурант должен содержать вероятные прибыли перевозчика и убытки, текущие тарифы и расчёт стоимости конкретной услуги, отражать, применяемую перевозчиком систему расчёта. К сожалению, этот документ не даёт никакого преимущества компаниям, следующим букве закона.

    Другие дополнительные документы составляются при попытке досудебного урегулирования спорных вопросов. Так называемые акты составляются при наступлении следующих случаев:

    • Невывоз груза компанией, указанной в договоре как перевозчик;
    • Непредоставление ТС или контейнера;
    • Порча груза (недостача при разгрузке);
    • Непредъявление при погрузке груза отправителем;
    • Отказ отправителем от фрахтуемого ТС;
    • Просрочка;
    • Простой (задержка) подготовленного к погрузочно-разгрузочным работам ТС.

    Заинтересованная сторона сама составляет акт, но без участия противоположной стороны может сделать это лишь при постановке её в известность. Если вторая сторона от составления акта уклоняется, необходимо зафиксировать факт постановки её в известность отправкой уведомления всем заинтересованным лица, в том числе контрагентов. Также составление акта должно быть отмечено в путевом листе, ТТН и заказ-наряде.

    В заказ-наряде фрахта существует специальная графа «Оговорки и замечания фрахтовщика», в которой водитель (фрахтовщик) обязан делать пометки,при изменении условий перевозки непосредственно во время транспортировки.

    Штраф и сроки, устанавливаемые Правилами перевозок грузов

    Размеры штрафных санкций прописаны 34 и 35 пунктах Устава. Большинство из них связано со срывом погрузки и разгрузки, опозданиями и простоем транспорта. Важно отметить, что работа специализированной техники оценивается УАТ выше: штрафы за простой спец. техники увеличены вдвое.

    Надлежащее исполнение договора описано в пунктах 24-26 ППГАТ. Правилами перевозок грузов описаны такие моменты как сроки подачи ТС, порядок проведения разгрузочно-погрузочных работ, временные рамки. Так, опозданием считается прибытие ТС на погрузку с задержкой более чем в два часа (от времени, указанного в заказе). Время прибытия указывается в путевом листе или в составленном водителем (экспедитором) акте (если транспортное средство не было допущено к зоне погрузки по вине отправителя или получателя).

    Отправитель может отказаться от сотрудничества с перевозчиком, если его действия не соответствуют правилам перевозок грузов или договору перевозки. В частности отправитель может отказаться от исполнения договора, если водитель не может предъявить документ удостоверяющий личность (29-й п. ППГ).

    Любой акт должен формироваться заинтересованной стороной точно в день происшествия, служащего причиной его написания. При невозможности сделать это сразу, необходимо оформить акт в течение следующих суток.

    Отметим, что Новые правила перевозки грузов разграничивают деятельность перевозчика и фрахтовщика. В приложении даётся отдельная форма, предназначенная для заключения договора фрахта. Легко заметить, что по этому договору фрахтовщик не берёт на себя ответственности по сохранению груза в целости. В его ведении только сроки подачи транспортного средства на разгрузку и погрузку.

    Как отправитель груза, так и его получатель должны отмечать в транспортных документах (к ним относятся путевой лист, транспортная накладная и сопроводительные ведомости) не только время подачи транспортного средства в пункты погрузки или выгрузки, но и время отправления из них.

    Сроки погрузки и выгрузки товара описаны в приложении к ППГАТ, хотя на деле их исполнение довольно затруднительно. Сроки перевозки грузов правила определяют напрямую в пункте 63. Здесь указано, что за сутки автомобиль с грузом должен проходить не менее 300 км заявленного маршрута. Возврат груза и сроки возврата, в случае отказа его принятия, описывает 67-й пункт Правил.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" Правительство Российской Федерации постановляет :

    1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

    2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3 и 4 Правил, утвержденных настоящим постановлением. Пункты 3 и 4 указанных Правил вступают в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.

    3. Установить, что до вступления в силу пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с указанными Правилами, а также правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372.

    Председатель
    Правительства Российской Федерации
    В. Путин

    Прим. ред: текст постановления опубликован в " Собрании законодательства РФ ", 25.04.2011, N 17, ст. 2407.

    Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

    I. Общие положения

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

    2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

    3. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

    4. Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС), и настоящими Правилами.

    5. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

    "сопроводительная ведомость" - документ, служащий для учета и контроля использования контейнера;

    "партия груза" - груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу;

    "грузовое место" - упакованный или затаренный материальный объект в контейнере, съемном кузове, таре (упаковке), транспортном пакете, цистерне, принятый для перевозки;

    "тяжеловесный груз" - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2;

    "крупногабаритный груз" - груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств согласно приложению N 3;

    "делимый груз" - груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах.

    II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза

    6. Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил.

    Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее - транспортная накладная).

    7. Заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

    При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8 - 11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной. При перевозке опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов перевозчик указывает в пункте 13 транспортной накладной при необходимости информацию о номере, дате и сроке действия специального разрешения, а также о маршруте перевозки такого груза.

    8. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.

    9. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

    Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком и заверяется печатью перевозчика, а в случае если грузоотправитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, - также печатью грузоотправителя.

    Любые исправления заверяются подписями и печатями как грузоотправителя, так и перевозчика.

    10. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

    11. В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе "Условия перевозки" транспортной накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон) и настоящими Правилами.

    Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующей графе при заполнении транспортной накладной.

    12. При объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием в пункте 5 транспортной накладной его ценности. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.

    13. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза (далее - договор фрахтования), заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства по форме согласно приложению N 5 (далее - заказ-наряд).

    14. Заказ-наряд подается фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд.

    При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства и заполняет пункты 2, 8 - 10, 12 - 14 (в части фрахтовщика) заказа-наряда.

    15. При подаче фрахтовщику заказа-наряда фрахтователь заполняет пункты 1, 3 - 7 и 14 заказа-наряда.

    16. Изменение условий фрахтования в пути следования отмечается фрахтовщиком (водителем) в графе 11 "Оговорки и замечания фрахтовщика" заказа-наряда.

    17. При отсутствии всех или каких-либо отдельных записей в заказе-наряде, касающихся условий фрахтования, применяются условия, предусмотренные Федеральным законом и настоящими Правилами.

    Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующей графе заказа-наряда.

    18. Заказ-наряд составляется в 3 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в случае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрахтователя и фрахтовщика. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий - вручаются фрахтовщику (водителю). Третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.

    19. Любые исправления в заказе-наряде заверяются подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.

    20. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

    21. Оформление транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд осуществляет перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

    III. Предоставление транспортных средств и контейнеров, предъявление и прием груза для перевозки, погрузка грузов в транспортные средства и контейнеры

    22. Перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель предъявляет перевозчику в установленные сроки груз.

    23. Пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.

    24. Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, обусловленного договором перевозки груза (договора фрахтования), приравнивается к неподаче транспортного средства.

    25. Опозданием признается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон. При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель (фрахтователь) отмечает в транспортной накладной (заказе-наряде) в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под погрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

    26. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в пункте 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.

    27. Фрахтовщик (водитель) при подаче транспортного средства для перевозки груза подписывает заказ-наряд и в случае необходимости указывает в пункте 11 заказа-наряда свои замечания и оговорки при подаче транспортного средства для перевозки груза.

    28. Изменение условий перевозки груза, в том числе изменение адреса доставки груза (переадресовка), в пути следования отмечается перевозчиком (водителем) в транспортной накладной.

    29. Грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования) в случае:

    А) предоставления перевозчиком транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки соответствующего груза;

    Б) подачи транспортных средств и контейнеров в пункт погрузки с опозданием;

    В) непредъявления водителем транспортного средства грузоотправителю (фрахтователю) документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки.

    30. Состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:

    А) груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;

    Б) при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями;

    В) масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.

    31. При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель маркирует каждое грузовое место. Маркировка грузовых мест состоит из основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков.

    32. К основным маркировочным надписям относятся:

    А) полное или сокращенное наименование грузоотправителя и грузополучателя;

    Б) количество грузовых мест в партии груза и их номера;

    В) адреса пунктов погрузки и выгрузки.

    33. К дополнительным маркировочным надписям относится машиночитаемая маркировка с использованием символов линейного штрихового кода, двумерных символов, радиочастотных меток, в том числе символы автоматической идентификации и сбора данных о грузе.

    34. К информационным маркировочным надписям относятся:

    А) масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);

    Б) линейные размеры грузового места, если один из параметров превышает 1 метр.

    35. Манипуляционные знаки являются условными знаками, наносимыми на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке, и определяют способы обращения с грузовым местом при погрузке и выгрузке, перевозке и хранении груза.

    36. По соглашению сторон маркировка грузовых мест может осуществляться перевозчиком (фрахтовщиком).

    37. Маркировочные надписи и манипуляционные знаки наносятся в соответствии со стандартами и техническими условиями на груз, тару и упаковку. Маркировка осуществляется нанесением маркировочных надписей непосредственно на грузовое место или с помощью наклеивания ярлыков.

    38. В случае если сроки погрузки груза в транспортные средства и контейнеры, а также выгрузки груза из них в договоре перевозки груза не установлены, погрузка и выгрузка груза выполняются в сроки согласно приложению N 6.

    39. В сроки погрузки и выгрузки груза не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке.

    40. Погрузка груза в транспортное средство и контейнер, а также выгрузка груза из них осуществляются с учетом перечня работ согласно приложению N 7.

    41. В случае если погрузка груза в контейнер и выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства, подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю оформляется сопроводительной ведомостью согласно приложению N 8 (далее - сопроводительная ведомость).

    42. При подаче порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю перевозчик заполняет пункты 1 - 4, 6 - 10 (в части перевозчика) сопроводительной ведомости, а также в графе "Экземпляр N" указывает порядковый номер экземпляра (оригинала) сопроводительной ведомости, а в строке "Сопроводительная ведомость N" - порядковый номер учета перевозчиком сопроводительных ведомостей.

    43. При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель отмечает в сопроводительной ведомости в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи (убытия) транспортного средства под погрузку, состояние контейнера и его опломбирования после загрузки на транспортное средство, а также заполняет пункт 10 сопроводительной ведомости (в части грузоотправителя).

    44. В случае необходимости грузоотправитель указывает в пункте 5 сопроводительной ведомости сведения, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки и сведения о запорно-пломбировочных устройствах контейнера.

    45. При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в сопроводительной ведомости в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи (убытия) транспортного средства под выгрузку, состояние контейнера и его опломбирования при выгрузке с транспортного средства, а также заполняет пункт 10 сопроводительной ведомости (в части грузополучателя).

    46. Сопроводительная ведомость составляется в 3 экземплярах (оригиналах) - для грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика.

    Любые исправления в сопроводительной ведомости заверяются подписями грузоотправителя или грузополучателя и перевозчика, а в случае если грузоотправитель и грузополучатель являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, - также печатями грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

    47. Время подачи контейнера в пункты погрузки и выгрузки исчисляется с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости грузоотправителю в пункте погрузки, а грузополучателю - в пункте выгрузки.

    48. Если иное не установлено договором перевозки груза (договором фрахтования), грузоотправитель (фрахтователь) обеспечивает предоставление и установку на транспортном средстве приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза, а грузополучатель (фрахтовщик) обеспечивает их снятие с транспортного средства.

    49. Все принадлежащие грузоотправителю (фрахтователю) приспособления возвращаются перевозчиком (фрахтовщиком) грузоотправителю (фрахтователю) в соответствии с его указанием в пункте 5 транспортной накладной и за счет грузоотправителя (фрахтователя), а при отсутствии такого указания - выдаются грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения.

    50. Погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), а выгрузка из транспортного средства и контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон.

    51. Погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки груза и его сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства и контейнера.

    52. Грузовые места, погрузка которых осуществляется механизированным способом, как правило, должны иметь петли, проушины, выступы или иные специальные приспособления для захвата грузоподъемными машинами и устройствами.

    Выбор средства крепления груза в кузове транспортного средства (ремни, цепи, тросы, деревянные бруски, упоры, противоскользящие маты и др.) осуществляется с учетом обеспечения безопасности движения, сохранности перевозимого груза и транспортного средства.

    Крепление груза гвоздями, скобами или другими способами, повреждающими транспортное средство, не допускается.

    IV. Определение массы груза, опломбирование транспортных средств и контейнеров

    53. При перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах.

    54. Масса груза определяется следующими способами:

    А) взвешивание;

    Б) расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него.

    55. Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза. По требованию перевозчика масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае, если пунктом отправления является терминал перевозчика, - перевозчиком в присутствии грузоотправителя. При перевозке груза в опломбированных грузоотправителем крытом транспортном средстве и контейнере масса груза определяется грузоотправителем.

    56. По окончании погрузки кузова крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Опломбирование кузовов транспортных средств и контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

    57. Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер.

    Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной.

    58. Пломбы, навешиваемые на кузова транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.

    59. Пломбы навешиваются:

    А) у фургонов или их секций - на дверях по одной пломбе;

    Б) у контейнеров - на дверях по одной пломбе;

    В) у цистерн - на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда по соглашению сторон предусмотрен иной порядок опломбирования;

    Г) у грузового места - от одной до четырех пломб в точках стыкования окантовочных полос или других связочных материалов.

    60. Опломбирование кузова транспортного средства, укрытого брезентом, производится только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу.

    61. Пломба должна быть навешана на проволоку и сжата тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта заменена другой.

    Перевозка с неясными оттисками установленных контрольных знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.

    62. Опломбирование отдельных видов грузов может осуществляться способом их обандероливания, если это предусмотрено договором перевозки груза.

    Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлы и наращивания. При обандероливании каждое место скрепления между собой используемого упаковочного материала должно маркироваться штампом или оттиском печати грузоотправителя.

    Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности используемого упаковочного материала.

    V. Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров

    63. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:

    А) в городском, пригородном сообщении - в суточный срок;

    Б) в междугородном или международном сообщениях - из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

    64. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

    А) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки - при перевозке в городском и пригородном сообщениях;

    Б) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, - при перевозке в междугородном сообщении.

    65. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.

    66. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу - возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

    67. Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

    А) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;

    Б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;

    В) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

    Г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

    68. При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

    69. По завершении пользования транспортным средством фрахтователь отмечает в заказе-наряде в присутствии фрахтовщика (водителя) фактические дату и время завершения пользования транспортным средством.

    70. Проверка массы груза и количества грузовых мест, а также выдача груза грузополучателю осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона.

    71. После выгрузки грузов транспортные средства и контейнеры должны быть очищены от остатков этих грузов, а после перевозки грузов по перечню согласно приложению N 9 транспортные средства и контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы.

    72. Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров лежит на грузополучателях. Перевозчик по согласованию с грузополучателем вправе принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров.

    VI. Особенности перевозки отдельных видов грузов

    73. При перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.

    74. При перевозке на транспортном средстве однородных штучных грузов отдельные маркировочные надписи (кроме массы груза брутто и нетто) не наносятся, за исключением мелких партий грузов.

    При перевозке однородных штучных грузов в таре в адрес одного грузополучателя в количестве 5 и более грузовых мест допускается маркировка не менее 4 грузовых мест.

    При перевозке груза навалом, насыпью или наливом его маркировка не производится.

    75. Размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 40 тонн.

    Размещение делимого груза на автопоездах в составе 3-осного тягача и 2- или 3-осного полуприцепа, перевозящего 40-футовый контейнер ISO, осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 44 тонн, а осевая нагрузка транспортного средства не превышала 11,5 тонны.

    76. При перевозке груза навалом, насыпью или наливом, груза, опломбированного грузоотправителем, скоропортящегося и опасного груза, а также части груза, перевозимого по одной транспортной накладной, объявление ценности груза не допускается.

    77. Скоропортящийся груз перевозится с соблюдением температурного режима, определенного условиями его перевозки, обеспечивающими сохранность его потребительских свойств, указываемыми грузоотправителем в графе 5 транспортной накладной.

    78. Размер естественной убыли груза, перевозимого навалом, насыпью или наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, определяется для всей партии одновременно выданного груза в соответствии с нормами естественной убыли, определяемыми в установленном порядке.

    VII. Порядок составления актов и оформления претензий

    79. Акт составляется в следующих случаях:

    А) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;

    Б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;

    В) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;

    Г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;

    Д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;

    Е) просрочка доставки груза;

    Ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;

    З) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

    80. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.

    81. Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.

    82. Акт содержит:

    А) дату и место составления акта;

    Б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;

    В) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

    Г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер;

    Д) подписи участвующих в составлении акта сторон.

    83. В случае, указанном в подпункте "г" пункта 82 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.

    84. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.

    85. Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.

    86. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.

    В отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 10 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона.

    87. Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Федерального закона.

    88. Претензия содержит:

    А) дату и место составления;

    Б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;

    В) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;

    Г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

    Д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;

    Е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);

    Ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

    89. Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой - остается у лица, подавшего претензию.

    Приложение N 7
    к Правилам перевозок грузов
    автомобильным транспортом

    Перечень работ по погрузке грузов в транспортное средство и контейнер, а также по выгрузке грузов из них

    Погрузка

    1. Подготовка груза, контейнера к перевозке:

    А) упаковка и затаривание груза в соответствии со стандартами, техническими условиями на груз, тару, упаковку и контейнер;

    Б) маркировка и группировка грузовых мест по грузополучателям;

    В) размещение груза, контейнера на месте загрузки.

    2. Подготовка транспортного средства к загрузке:

    А) размещение транспортного средства на месте загрузки;

    Б) открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов, подготовка и установка на транспортном средстве приспособлений, необходимых для загрузки, разгрузки и перевозки груза, и приведение их в рабочее состояние.

    А) подача груза, контейнера в транспортное средство;

    Б) размещение, укладка груза в транспортном средстве.

    4. Крепление груза в транспортном средстве:

    А) приведение в рабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов;

    Б) подготовка загруженного транспортного средства к движению.


    Выгрузка

    1. Размещение транспортного средства на месте разгрузки.

    2. Подготовка груза, контейнера и транспортного средства к разгрузке:

    А) открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов;

    Б) подготовка к работе установленных на транспортном средстве механизированных загрузочно-разгрузочных устройств и механизмов, а также снятие и приведение в нерабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов.

    3. Разгрузка груза из транспортного средства:

    А) съем груза, контейнера из транспортного средства;

    Б) демонтаж крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов.

    4. Подготовка разгруженного транспортного средства к движению:

    А) очистка, промывка и дезинфекция транспортного средства;

    Б) закрытие дверей, люков, бортов транспортного средства, подготовка загрузочно-разгрузочных, крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов к движению транспортного средства.

    Приложение N 9
    к Правилам перевозок грузов
    автомобильным транспортом

    Перечень грузов, после перевозки которых транспортные средства, контейнеры должны быть промыты и, при необходимости, продезинфицированы

    Алебастр (гипс) в кусках и молотый

    Барит (шпат тяжелый)

    Вата минеральная

    Выжимки овощные

    Гажа (мергель гипсовый)

    Глинозем

    Грязи минеральные для ванн

    Дрожжи кормовые (гидролизные сульфатные)

    Жом картофельный и свекловичный

    Картон асбестовый

    Коагулянты

    Комбикорма

    Концентрат апатитовый

    Концентрат нефелиновый

    Краски и красители сухие

    Крупы (при наличии повреждения потребительской упаковки)

    Мука витаминная из древесной зелени

    Мука доломитовая

    Мука кормовая

    Мука пищевая

    Мука хвойно-витаминная

    Опилки цветных металлов

    Пегматит

    Порошок асфальтовый

    Порошок известковый

    Порошок магнезитовый металлургический

    Порошок шамотный

    Сигареты (папиросы) (при наличии повреждения потребительской упаковки)

    Соль поваренная пищевая и техническая

    Средства моющие порошкообразные

    Стекло техническое и строительное (при наличии боя)

    Стружка цветных металлов и их сплавов

    Сульфаты, кроме опасных

    Сырье табака и махорки

    Табак (в листьях и корешках, нюхательный, обработанный)

    Тальк молотый и в кусках (камень тальковый)

    Тара стеклянная (при наличии боя)

    Торф и торфяная продукция

    Удобрения органические и комплексные

    Удобрения химические и минеральные

    Фарш мясной сушеный (в мешках)

    Ферросплавы

    Шамот кусковой

    Шрот кормовой

    Опасные грузы (в случаях, установленных ДОПОГ)

    Скоропортящиеся грузы

    Животные и птицы

    Приложение N 10
    к Правилам перевозок грузов
    автомобильным транспортом

    Перечень специализированных транспортных средств

    1. Транспортные средства с кузовом-фургоном:

    фургоны-рефрижераторы;

    Фургоны с отоплением кузова.

    2. Транспортные средства - цистерны:

    Цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;

    Цистерны для перевозки сыпучих пищевых продуктов: мука, зерно, комбикорм, отруби;

    Цистерны для перевозки пищевых жидкостей.

    3. Транспортные средства для перевозки строительных грузов:

    транспортные средства - панелевозы;

    Транспортные средства - фермовозы;

    Транспортные средства - бетоносмесители.

    4. Транспортные средства для перевозки животных.

    5. Транспортные средства для перевозки автомобилей.

    6. Транспортные средства - контейнеровозы.

    7. Транспортные средства со съемным кузовом.

    8. Транспортные средства - мусоровозы.

    9. Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT)