Место реализации товаров и двойной НДС при ввозе товаров не налогоплательщиком (Семенихин В.В.). Двойное налогообложение по ндс Какие налоги исчисляем

Любое развитие экономики предполагает взаимоотношения компании не только с поставщиками и заказчиками внутри страны, но и выход на международный уровень, торговлю с клиентами из других государств, ввоз и вывоз товаров общего потребления. В этих случаях очень важно грамотно исчислять НДС по экспортным операциям, так как отчитываться придется перед налоговыми службами не только своей страны, но и другого государства. Кроме того, при экспортно-импортных операциях нужно знать определенные тонкости по уплате налогов. Что-то платится в виде таможенных пошлин на территории страны, откуда вывозится продукция, что-то в таможенную службу страны поставки. Стоит также учитывать наличие договоренностей и соглашений между странами, которые позволяют исключать двойное налогообложение. Со всеми этими моментами стоит разобраться подробнее.

Какие налоги исчисляем?

Как правило, импортно-экспортные операции облагаются . Это, по сути, единственный фискальный инструмент, который государство может сразу (в течение налогового периода) получить с предприятий, занятых в сфере импорта-экспорта. Остальные налоги (прибыль, имущество) уплачиваются по результатам хозяйственной деятельности, и в конечном итоге их может и не быть (при понесенных убытках или окончательной амортизации имущества).

Кроме этого, при операциях импорта-экспорта возможны таможенные сборы и пошлины, особенно если дело касается ввоза техники, машин, сельхозпродукции, а также вывоза сырья и природных ископаемых. Делается это с целью увеличения привлекательности развития внутренних производств в сферах переработки, сельского хозяйства и машиностроения.

Когда наступает момент исчисления налога?

Моментом исчисления налога на добавленную стоимость считается время поступления оплаты (или перечисления денег) за товары. То есть продаете вы товар или приобретаете его за границей, как только деньги поступили на ваш счет, с них сразу исчисляется налог, за исключением случаев утери или порчи товара при перевозке. Об этом должны быть представлены подтверждающие факт гибели или порчи товара документы (заключения полиции, санэпидемнадзора и других органов). Также налогом не облагаются товары, приобретенные и переданные в пользу государства.

Двойное налогообложение - будем внимательны

Двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же налог исчисляется с одной и той же хозяйственной операции более одного раза. Этому также может способствовать отсутствие взаимных соглашений между страной-экспортером и государством-импортером о зачете налогов.

Например, между Российской Федерацией и ФРГ есть Соглашение об избежании двойного налогообложения, принятое 29 мая 1996 года, в котором прописано, что налоги от финансово-хозяйственной деятельности взимаются только на территории той страны, где эта деятельность была осуществлена. То есть если вы продаете лес, добываемый в России, вашему партнеру из Германии, то и налог вы перечисляете только в бюджет России. А ваш немецкий компаньон избавлен от уплаты налога на территории ФРГ. То же самое делает он, если поставляет вам немецкие автомобили или технику (за исключением таможенных сборов, которые перечисляются по другому .

Подобные международные договоренности Российская Федерация заключила на текущий момент еще с 156 странами мира, но из них рабочими считаются только 80 (в связи с бюрократическими проволочками разных государств).

НДС по импортным операциям

Под импортом будем понимать ситуацию, когда товар ввозится в страну. Оговариваем этот момент неспроста. Для продающей стороны - это будет считаться экспортной операцией. Товар поставляется на таможню, и с него снимаются обязательства обратного вывоза. То есть, по сути, товар становится заложником таможенной службы. Пока вы не произведете растаможку, получить свой товар вы не сможете. Как происходит растаможка товара?

При растаможке уплачиваются таможенные платежи и импортный НДС. Платятся эти суммы импортером.

Кроме того, если учитывать характер ввозимого товара, он может быть полностью освобожден от уплаты НДС. Однако если налог все же нужно платить, то он взимается со стоимости товара, таможенного сбора и акциза (если последний предусмотрен). То есть сумма налога увеличивается за счет дополнительных пошлин. Это, к сожалению, впоследствии отражается и на отпускной стоимости товара.

Иногда в соответствии с порядком таможенного законодательства предприятие может быть освобождено от уплаты НДС на импортные товары. Однако это не исключает законных требований налоговой службы по уплате налога уже на территории страны. В каждом отдельном случае для правильного налогового администрирования стоит консультироваться у специалистов и налоговых работников.

Для расчета суммы НДС по товарам, ввозимым в страну, нужно руководствоваться следующими формулами:

НДС = ((Таможенная стоимость товара + Сумма пошлины + Акциз)*Ставка налога)/100

Если товар не облагается таможенной пошлиной или акцизом, то эти величины просто исключаются из расчета.

После того как НДС уплачен в бюджет, его можно поставить в зачет (для возврата части суммы налога - возмещение импортного НДС). Для этого необходимо:

  • принять на учет ввезенный товар;
  • предоставить в налоговый орган первичные документы на товар (накладные, счета-фактуры);
  • ввезенные товары должны быть признанны объектами, облагаемыми НДС.

Экспортный НДС

Операцию вывоза товара за пределы страны будем называть экспортной. Учет экспортного НДС осуществляется по нулевой ставке как продукции, вывозимой за рубеж. Кроме товаров, НДС с нулевой ставкой облагаются работы и услуги, предоставляемые за рубежом российскими компаниями. То есть, если вы сидите в Москве, а делаете сайт или разрабатываете программное обеспечение для фирмы, работающей в США, вы имеете право облагать стоимость своих услуг налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Показанный налог по экспортной операции можно поставить в зачет. Для этого обязательно нужно предоставить следующие документы:

  • договор на поставку продукции иностранному покупателю или оказание услуг зарубежному клиенту;
  • выписку любого российского банка, подтверждающую поступление средств на расчетный счет налогоплательщика из-за рубежа;
  • таможенную декларацию на вывозимый товар с отметкой российского таможенного органа, производившего вывоз товара за рубеж в режиме экспорта;
  • копию транспортного листка с отметкой пограничной службы о том, что товар был вывезен за пределы Российской Федерации.

Все документы для возврата экспортного НДС надо предоставить в срок 180 календарных дней со дня поступления оплаты.

Если какого-то из вышеперечисленных документов нет, то НДС облагается вся сумма, полученная за товары и услуги иностранному партнеру по ставке, предусмотренной налоговым законодательством на конкретный товар (услугу).

Однако тут стоит иметь в виду, что в соответствии со ст. 149 НК РФ существуют два перечня товаров и услуг, по которым налогоплательщик имеет (и не имеет) право отказаться от уплаты НДС.

Возмещение по НДС

При уплате НДС при экспортных операциях налогоплательщик в трехмесячный срок с момента подачи отчетности имеет право потребовать возмещение уплаченного налога. Для этого вместе с декларацией в налоговый орган предоставляются документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение НДС. Налоговая инспекция проверяет все документы, правильность исчисления налога и отнесения его сумм к возмещению экспортного НДС и в случае отрицательного ответа обязана в десятидневный срок предоставить мотивированный ответ о причине отказа.

В противном случае НДС возмещается, идет в зачет уплаченного налога в будущем налоговом периоде либо возвращается налогоплательщику.

В случае если у вас как налогоплательщика есть недоимки, штрафы и пени по НДС перед бюджетом, суммами возмещения они покрываются в первую очередь.

Сколько платить (ставки)?

Ставка НДС с импортно-экспортных операций зависит от продукции, которая ввозится (или вывозится). Она может быть 10% или 18% в зависимости от вида товара в рамках налогового законодательства, общего для всех видов НДС (подробнее об этом в на нашем сайте).

Отчетность по НДС

По сути, она та же самая, что и при уплате НДС по операциям внутри страны. Заполняться должны те листы, в которых отражается импорт (или экспорт).

С точки зрения налога на добавленную стоимость место реализации товаров имеет ключевое значение для продавца, ведь в силу ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров исключительно на территории Российской Федерации. Поэтому перед тем, как исчислить и уплатить налог, плательщику НДС следует определить, где были реализованы товары. В данной статье рассмотрим правила определения места реализации товаров, порядок ввоза товаров не налогоплательщиком и при каких обстоятельствах происходит двойное налогообложение НДС.

Если сделка по продаже товара заключена между российскими хозяйствующими субъектами и товар изначально находится в Российской Федерации, то проблем с определением места реализации товара не возникает - он считается реализованным на внутреннем рынке, и с такой операции продавец обязан заплатить налог в бюджет при условии, что продаваемые товары не освобождены от налогообложения.
Иначе выглядит случай, когда в сделке по продаже товаров участвует иностранец и задействована территория иностранного государства. В этом случае в целях определения места реализации товаров нужно обратиться к ст. 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с п. 1 указанной статьи в общем случае товар считается проданным в Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
- товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Обратите внимание! С 1 января 2014 г. Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" в ст. 147 НК РФ уточнено место реализации товара в виде углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела.
Согласно п. 2 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров в виде углеводородного сырья, добытого на морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов) признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 147 НК РФ, либо при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
- товар находится на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.

Напоминаем, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под территорией Российской Федерации и иными территориями, находящимися под ее юрисдикцией, понимается территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Следовательно, если российская организация приобретает товары за границей и реализует их там же, без ввоза на территорию Российской Федерации, то у нее не будет возникать объекта налогообложения. На это указывает и Минфин России в своих Письмах от 14 марта 2013 г. N 03-07-08/7842, от 25 сентября 2012 г. N 03-07-08/278, от 6 июля 2012 г. N 03-07-08/173 и ряде других.
Местом реализации импортных товаров будет признаваться территория иностранного государства даже в том случае, если товары, приобретаемые для продажи за границей, следуют транзитом через российскую территорию. На это указывает Письмо Минфина России от 10 октября 2008 г. N 03-07-08/231. Причем это вполне согласуется с нормами пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, в соответствии с которым при помещении товаров под таможенную процедуру транзита НДС не уплачивается.
Напоминаем, что в соответствии со ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
В соответствии с нормами ст. 38 НК РФ в целях налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При этом согласно п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). А это означает, что в целях налогообложения товаром признается и недвижимое имущество, отгрузка которого или транспортировка невозможна. Поэтому для такого вида товара предусмотрена специальная норма определения места реализации, зависящая от "прописки" объекта недвижимости.
Если объект недвижимого имущества находится в Российской Федерации и при продаже не отгружается и не транспортируется, то местом его реализации считается российская территория и у продавца возникает объект налогообложения по НДС.

Пример. Предположим, что организация "А", имеющая в собственности здание, находящееся в г. Новосибирске, реализует его покупателю (при этом не имеет значения, является ли покупатель резидентом Российской Федерации или нет).
Так как недвижимый объект находится в Российской Федерации, то у организации "А" имеет место объект налогообложения по НДС.
Окончание примера.

Пример. Предположим, что организация "А", имеющая в собственности здание, находящееся в Болгарии, продает его покупателю (при этом также не важно, представителем какого государства является покупатель недвижимости).
Так как здание находится на территории Болгарии, то местом его реализации выступает территория иностранного государства и у российской стороны объекта налогообложения не возникает.
Окончание примера.

Таким образом, основным критерием для определения места реализации товаров, в том числе недвижимого имущества, выступает территория его нахождения в момент продажи.

Обратите внимание! Имущество, вывезенное с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза с целью использования в производственной деятельности налогоплательщика за пределами территории Российской Федерации, не является товаром для целей обложения налогом на добавленную стоимость. Местом реализации указанного имущества территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, операция по его реализации за пределами территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагается. На это указал Минфин России в своем Письме от 27 апреля 2010 г. N 03-07-08/132.

Статьей 130 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Указанные виды "специальной" недвижимости, как известно, перемещаются, и в момент продажи они могут находиться за пределами Российской Федерации. Как определить место реализации такого товара?
Согласно п. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное море над ними.
На то, что территориальное море признается территорией Российской Федерации, указывает и Минфин России в Письме от 10 июня 2011 г. N 03-07-08/182.
Кстати, о том, что понимается под территориальным морем Российской Федерации, сказано в ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ). В силу указанной нормы территориальное море Российской Федерации представляет собой примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 Закона N 155-ФЗ.
Кроме того, на основании п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) исключительной экономической зоной Российской Федерации признается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом N 191-ФЗ, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не признается территорией Российской Федерации, следовательно, реализация налогоплательщиком, например, рыбной продукции на данной территории не подпадает под объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость по п. 1 ст. 146 НК РФ.
Аналогичного подхода придерживается и Минфин России, на что указывает его Письмо от 10 августа 2009 г. N 03-07-08/180. О том, что исключительная экономическая зона не признается территорией Российской Федерации, финансисты в очередной раз напомнили в своем Письме от 10 июня 2011 г. N 03-07-08/182.
Как и в случае оказания услуг (выполнения работ), место реализации товаров налогоплательщику нужно подтвердить документально. Однако если п. 4 ст. 148 НК РФ содержит состав подтверждающих документов при оказании услуг (выполнении работ), то в ст. 147 НК РФ ничего об этом не сказано.
По мнению автора, в качестве таких документов могут выступать контракт с иностранным покупателем товаров, первичные документы, свидетельствующие о реализации товаров, а также товаросопроводительные документы.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ определено, что ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, представляет собой объект налогообложения. Причем в данном случае НДС рассматривается не в качестве косвенного налога, а признается таможенным платежом. Уплата налога по общему правилу производится на таможне, причем обычно это делает декларант. Если ввозимые товары декларируются таможенным брокером, то ответственным за уплату "ввозного" налога является таможенный брокер.
Правом на вычет НДС, уплаченного при ввозе, обладают только плательщики НДС, поэтому "иностранец", не состоящий на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве плательщика НДС, не сможет им воспользоваться. При ввозе товаров иностранным поставщиком для дальнейшей продажи местом реализации таких товаров считается территория Российской Федерации, тем самым у иностранного продавца возникает объект налогообложения.
Если иностранный поставщик состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, то он самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. Если же такой регистрации не имеется, то уплату налога за него осуществляет покупатель, который, согласно ст. 161 НК РФ, признается налоговым агентом.
Уплатив налог, покупатель - плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом по налогу (п. 3 ст. 171 НК РФ). Однако для того, чтобы налоговый агент смог воспользоваться вычетом, у него должны выполняться следующие условия:
- налоговый агент является плательщиком НДС по своей основной деятельности;
- на руках у налогового агента имеются платежные документы, свидетельствующие, что сумма налога удержана у иностранного партнера и перечислена в бюджет;
- приобретенные товары (работы, услуги) у иностранной организации предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
- у налогового агента есть надлежаще оформленный счет-фактура, выписанный им от имени продавца (п. 3 ст. 168 НК РФ);
- приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
На основании п. 5 ст. 174 НК РФ налоговый агент обязан представить в налоговую инспекцию декларацию по НДС.
Форма действующей налоговой декларации, представляемая налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, утверждена Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения".

Обратите внимание! С 1 января 2014 г. плательщики НДС, исполняющие обязанности налогового агента, представляют указанную декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, могут представлять налоговую декларацию по НДС в бумажном виде.
Следует особо отметить, что разд. 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента" заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
Задекларированная сумма налога подлежит уплате в бюджет. Как установлено п. 3 ст. 174 НК РФ, уплату суммы налога налоговый агент производит по месту своего нахождения. Причем в случае приобретения товаров у иностранного поставщика, не имеющего в Российской Федерации соответствующей регистрации, налог уплачивается в бюджет в общем порядке - равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором состоялась сделка по приобретению товаров.

Напоминаем, что с 1 июля 2010 г. действует Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".
Порядок исчисления НДС при ввозе и вывозе товаров установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.
При этом необходимые изменения в Приказ Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, утверждающий форму декларации по НДС и Порядок ее заполнения, не внесены. И скорее всего, соответствующие изменения будут уже учтены только в новой форме отчетности по НДС.
В связи с этим налогоплательщикам, имеющим отношения со странами Таможенного союза, заполнять декларацию по НДС придется по действующей форме в порядке, аналогичном ранее действовавшему, но с учетом Соглашения и Протоколов к нему.
На это также указывают контролирующие органы (Письмо ФНС России от 20 октября 2010 г. N ШС-37-3/13778@ "О направлении Письма Минфина России от 6 октября 2010 года N 03-07-15/131").
Минфин России в своем Письме от 13 января 2011 г. N 03-07-08/06 дал разъяснения по вопросу принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных российской организацией в бюджет в качестве налогового агента, при приобретении у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость.
Таким образом, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы налога на добавленную стоимость, имеет право на вычет данных сумм в указанном порядке в том налоговом периоде, в котором фактически произведена их уплата в бюджет.
В заключение хотелось бы отметить, что если иностранный поставщик, ввозящий товары в Российскую Федерацию для продажи, не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, то у него образуется двойное налогообложение НДС. Сначала НДС уплачивается им на таможне, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в качестве таможенного платежа, при этом правом на вычет иностранный поставщик не может воспользоваться. И второй раз, когда покупатель - налоговый агент удерживает сумму НДС из дохода иностранного поставщика, который тот, в свою очередь, должен получить за реализованный товар.

Путаница в законодательстве Российской Федерации позволяет государственным органам безнаказанно менять правила во время игры. Это беспредел!

В последнее время многие предприниматели и директора компаний готовы заплатить налогов столько, сколько того требует законодательство, чтобы обеспечить себе гарантии отсутствия претензий со стороны госорганов, а увеличение затрат просто переложить на конечного потребителя. Но как сделать так, чтобы, с одной стороны, избежать проблем с контролирующими органами, а, с другой стороны, не утопить свой бизнес в пучине налоговой вакханалии?! На этот вопрос, к сожалению, нет ответа, ибо аппетиты этого государства растут постоянно, а существующее законодательство никак этот аппетит не ограничивает. Мало того, это самое законодательство, позволяет менять правила игры в любой момент и даже задним числом. Государственная система породила вакханалию нормотворчества в том числе и в налоговой области. Многочисленные нормативные документы по вопросам бухгалтерского и налогового учета и отчетности, зыбкость толкования тех или иных законодательных нормативных актов порождает чудовищную сложность правил игры для российского бизнеса, и является кардинальным тормозом экономического развития страны. Ибо выжить в этой налоговой вакханалии смогут только теневики.

Порочные системные устои – нерасчлененность власти и бизнеса, доминирование политики над правом, монополия бюрократии на принятие решений, не неся за них ни экономической ни юридической ответственности перед населением, приводят к тотальному отчуждению между гражданами, стремящимися укрыться от корыстного государственного бюрократического контроля, и государством, стремящимся этот контроль любой ценой удержать.

2. Перевозку выполнял НЕ российский перевозчик, у которого есть постоянные представительства на территории РФ. Тоже не наш случай, и тоже не рассматривается.

3. Перевозку выполнял НЕ российский перевозчик, у которого НЕТ представительства на территории РФ. Вот это именно наш тяжелый случай.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов…

Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода.

Доходы от международных перевозок подлежат обложению налогом, и в нашем случае платить этот налог должен налоговый агент, т.е. тот, кто заказал и оплатил перевозку.

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Короче, 10% от суммы, которая должна быть уплачена, российский заказчик перевозки должен отдать этому государству. Вот.

Но не все так плохо.

В ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международного договора РФ, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, над правилами и нормами российского налогового законодательства.

В международных отношениях между РФ и некоторыми странами (более 100) действуют Соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения в большинстве своем похожи друг на друга, ибо все они находятся в соответствии с проектом типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 352.

Доходы иностранных перевозчиков, как правило, не подлежат обложению налогом на прибыль (доход) в Российской Федерации. Но…

В одних соглашениях (Белоруссия, Польша, Турция, Украина, Словакия) термин «международная перевозка» означает любую перевозку. А в некоторых (Финляндия, Литва, Германия, Франция) только перевозку морским или воздушным судном. Таким образом, доходы от международных перевозок автомобильным транспортом не подпадают под действие статьи «Доходы от международных морских и воздушных перевозок» некоторых соглашений.

До недавнего времени считалось, что налогообложение доходов от деятельности по осуществлению международных перевозок автомобильным транспортом подпадает под действие статьи «Прибыль от предпринимательской деятельности» международных Соглашений (например, Германия). Об это русским по клавишам четко написано в Письме УФНС по г. Москве от 27 августа 2002 г. N 26-12/39585 и в Письме

Таким образом, доходы от международных перевозок автомобильным транспортом не подпадают под действие ст. 8 «Доходы от международных морских и воздушных перевозок» Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96. Это означает, что налогообложение доходов от деятельности по осуществлению международных перевозок автомобильным транспортом подпадает под действие ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» указанного Соглашения.

С учетом рассмотренных выше положений Соглашения доходы резидентов Германии от осуществления деятельности по международным перевозкам автомобильным транспортом, не приводящей к образованию постоянного представительства, не подлежат обложению налогом на прибыль (доход) в Российской Федерации

Письмо УФНС по г. Москве от 27 августа 2002 г. N 26-12/39585

Поскольку международные перевозки автомобильным транспортом не подпадают под действие ст.8 «Доходы от международных морских и воздушных перевозок» указанного Соглашения, то режим налогообложения доходов от международных перевозок автомобильным транспортом регулируется положениями ст.7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» российско - германского Соглашения.

Письмо Минфина РФ от 22 января 2002 г. N 04-06-05/т.1/2

Но тут случилось Письмо

Статья 8 «Доходы от международных морских и воздушных перевозок» Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 не распространяется на осуществление международных перевозок автомобильным транспортом. Следовательно, в данном случае налогообложение доходов от международных автоперевозок немецкой фирмы осуществляется в соответствии с российским налоговым законодательством.

Таким образом, если данная немецкая организация не осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, то в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от международных перевозок, осуществляемых этой организацией, относятся к доходам от источников в Российской Федерации, а следовательно, подлежат налогообложению в Российской Федерации по ставке 10% в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 284 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что доходы немецкой фирмы от осуществления внешнеторговых контрактов на поставку оборудования, а также доходы от осуществления шефмонтажных и пусконаладочных работ, инжиниринга, обучения работе на данном оборудовании относятся для целей применения указанного выше российско-германского Соглашения к доходам от предпринимательской деятельности и подлежат налогообложению в соответствии со ст. 7 данного Соглашения.

Следовательно, если деятельность немецкой фирмы не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, то доходы, полученные этой фирмой от указанной выше деятельности, не являются объектом налогообложения в Российской Федерации.

Письмо Минфина РФ от 12 августа 2005 г. N 03-08-05

Почему вдруг доходы от шефмонтажных и пусконаладочных работ, инжиниринга, обучения работе на данном оборудовании относятся к доходам от предпринимательской деятельности и, следовательно, не являются объектом налогообложения в РФ, а доходы от международных перевозок относятся к доходам от источников в РФ и подлежат налогообложению, остается загадкой.

Бред. Бред. Бред.

Мотивация

Как в плохом детективе: «А убийца то кто?».

Судя по датам изрыгания на свет этого шизофренического бреда эпистолярного жанра, выходящего из-под пера сотрудников Минфина и ФНС, просто так отнести это к весенне-осеннему обострению не получится - круглогодично и хронически. Поставить диагноз хроническая шизофрения, продолжающаяся длительный период времени без каких-либо улучшений и забыть? Тоже не хочется, ибо все-таки теплится надежда, что сотрудники государственных организаций проходят ежегодный медицинский осмотр, и психиатры не допускают хронических больных к управлению государством.

Однако, как говаривал персонаж телесериала «лейтенант Коломбо», в любом преступлении должен быть мотив. Каковы же все-таки мотивы по данному вопросу? О мотиве вскользь упоминается в Письме Минфина РФ от 19 января 2005 г. N 03-08-06/Финляндия. Даже дата мотивации чиновников точно указана - 9 ноября 2004 года

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Финляндской Республики, как компетентные органы Договаривающихся государств, 9 ноября 2004 года согласовали ряд вопросов, касающихся применения отдельных положений Соглашения

Как происходила сама процедура согласования доподлинно не известно, но думаю что как обычно: ответственные сотрудники Минфина посетили дружественную страну, попили водки, сходили в баню и т.д. Короче, договорились, и в результате согласована общая позиция в отношении следующих положений Соглашения:

Международная перевозка

Статья 8 является исключением по отношению к статье 7, это означает, что доход, подпадающий под действие статьи 8, не может облагаться налогом в Договаривающемся государстве, даже если в этом государстве имеется постоянное представительство. Целью статьи 8 является освобождение дохода, полученного в результате международной перевозки, от налогообложения в государстве источника. Если деятельность покрывается статьей 8, вопрос о наличии постоянного представительства не имеет значения. Если предпринимательская деятельность в области перевозок не покрывается статьей 8, применению подлежит статья 7 совместно со статьей 5.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8: «Прибыль или доходы резидента одного Договаривающегося государства от использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры, баржи и соответствующее оборудование для транспортировки контейнеров), используемых для перевозки товаров или изделий, подлежат налогообложению только в этом государстве, кроме случаев, когда такие контейнеры используются для перевозки товаров или изделий исключительно между пунктами на территории другого Договаривающегося государства.».

Понятие «контейнер» означает средство транспортировки, используемое при перевозке товаров, и «прибыль или доход от использования, содержания или сдачи в аренду» означает, например, что доход от сдачи в аренду такого контейнера предприятием одного Договаривающегося государства подлежит налогообложению только в этом государстве

Письмо Минфина РФ от 19 января 2005 г. N 03-08-06/Финляндия

Так вот ты какой, мотив. Мотив в отсутствии мотивации сотрудников Министерства финансов РФ.

Нет мотивации - Статья 8 не распространяется на осуществление международных перевозок автомобильным транспортом, или Соглашение к международным перевозкам автомобильным транспортом не применяется.

Есть мотивация (баня, водка, полежим и т.д.) - Статья 8 является исключением по отношению к статье 7. Если предпринимательская деятельность в области перевозок не покрывается статьей 8, применению подлежит статья 7.

Тьфу…

И так, какими же перевозчиками следует пользоваться, чтобы не попасть под двойное налогообложение по НДС и налогу на прибыль?

Российский перевозчик отпадает, так как «попадает» на двойное налогообложение по НДСу. Следовательно, нужно выбрать перевозчика из той страны, в соглашениях с которыми термин «международная перевозка» означает любую перевозку. А это, например, Белоруссия, Польша, Турция, Украина, Словакия. Или же того перевозчика, компетентные органы страны которого убедительно мотивировали российских чиновников о неприменении двойного налогообложения к своим подданным, как например Финляндия.

И даже выбрав правильного перевозчика, и заплатив все налоги, спать спокойно я не советую. Ибо Россельхознадзор , у него свое понятие о законах и свои, неведомые нам правила. И своя мельница… Да и Минфин с Налоговой в любой момент могут в очередной раз трактовку законов поменять, тем самым увеличивая налоги задним числом, и никого об этом не предупредить…

Установив запутанную систему налогообложения, противоречащую экономическим интересам общества, государство вновь поставило на свою службу граждан. С одной стороны, чрезмерные налоги объективно подталкивают гражданина к нарушению налогового законодательства. С другой стороны, если гражданин даже по субъективным, принципиальным соображениям попытается оказаться невиновным, сделать ему это вряд ли удастся из-за сложности налогового законодательства и намеренного его извращения налоговыми органами.

Правовой беспредел, вертикаль власти, сильное государство, диктатура закона - эти понятия вопреки здравому смыслу оказываются вполне совместимы, ибо законы пишутся и нарушаются самой властью – теми, кто по долгу службы должен гарантировать их однозначность и неукоснительное соблюдение. На смену любительской, основанной на случае, пришла институализированная коррупция, основанная на решениях исполнительной власти и законах.

Так на «чью мельницу льют воду» эти слуги народа?

Владислав Артамонов (АВГ)

См. также обсуждение на форуме Logist.ru в Темах:

НДС – инструмент, позволяющий государству пополнять казну за счёт части добавленной стоимости, возникающей на каждом этапе производства товаров и услуг. Положения, связанные с этим налогом, регламентируются гл. 21 НК РФ и распространяются на всех плательщиков НДС, к которым относятся:

  • юридические лица;
  • ИП, работающие на ОСНО, а также «упрощенцы» с выручкой свыше 2 млн.руб. за последние 3 месяца;
  • производители и продавцы подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в последнем случае представляют особую сложность. Это связано с особенностями международных торговых операций: товар, пересекающий границу, облагается налогами по обе её стороны. А как при этом считать НДС, как избежать двойного налогообложения – в этих нюансах должен обязательно разбираться бухгалтер фирмы, вышедшей на международный рынок.

Когда возникает обязанность по уплате НДС?

В целях исчисления НДС по экспортно-импортным операциям фактом приобретения товара считается не момент пересечения им границы, не поступление его на склад, а время получения или перечисления оплаты за данную продукцию. С этого момента у компании возникает обязанность по уплате НДС.

Нередки случаи, когда оплаченный товар был повреждён или утерян при транспортировке. Как разрешаются такие казусы? Если предприятие может подтвердить этот прискорбный факт, предоставив соответствующие документы компетентных органов (полиции, таможни, санэпиднадзора и т.д.), от уплаты налога оно будет освобождено. Импортные товары, перемещаемые по закупкам в пользу государства, НДС не облагаются.

Что такое двойное налогообложение?

Двойное налогообложение – это ситуация, когда с одной и той же экспортно-импортной операции налоги взимаются, как минимум, дважды: с продавца и с покупателя товара при таможенном оформлении, а затем ещё и внутри страны при дальнейшей реализации. Не допустить многократной фискальной нагрузки на участников ВЭД позволяют двусторонние соглашения между странами, связанными торговыми отношениями, о взаимном зачёте налогов во избежание двойного налогообложения.

Так, при продаже продукции российского производства в Германию, уплата НДС возлагается на фирму-экспортер, немецкий же покупатель от платежа в бюджет своей страны освобождается. Аналогичное правило действует и при операции в обратном направлении – такой порядок предусмотрен соглашением, заключённым между ФРГ и РФ в мае 1996 г. Подобные договоренности имеются и с другими государствами, но не все из них действуют в реальности по ряду бюрократических причин.

НДС на импорт

Как известно, импорт – это ввоз приобретённой за рубежом продукции на территорию страны. В то же время эта же операция считается экспортом для другой стороны сделки. В момент поступления груза на границу получатель обязан произвести его растаможку. Для импортера это означает оплату таможенных пошлин и НДС, после чего покупатель сможет забрать свой товар.

НДС по импортным операциям исчисляется от стоимости товара, увеличенной на сумму таможенных и акцизных сборов по формуле:

НДС = (декларационная стоимость товара + таможенная пошлина + сумма акциза) * х %,

где х – ставка налога, которая в большинстве случаев составляет 18 % (за исключением отдельных товаров и услуг, которые облагаются по ставке 10 % и 0 %).

Такая формула расчёта НДС на импортные товары приводит к удорожанию их стоимости за счёт включения таможенных платежей. При дальнейшей реализации иностранной продукции, являющейся объектом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, импортёр снова сталкивается с необходимостью уплатить данный налог в государственный бюджет. Если сумма налога, внесённая при растаможке, превышает налог, исчисленный при продаже товара, организация может претендовать на возврат получившейся разницы.

Что для этого необходимо.

  1. Поставить импортный груз на учёт.
  2. Собрать первичные сопроводительные документы к товару (счета-фактуры, накладные, договор о поставке, таможенная декларация, выписка с банковского счёта об оплате таможенного НДС).
  3. Подать декларацию по НДС в налоговую инспекцию с приложением перечисленной документации.

Возврат НДС из бюджета – задача непростая. Нужно быть готовым к долгой и тщательной камеральной проверке. Стоит отметить, что вся сделка по импорту должна быть полностью легальной и прозрачной, заключена напрямую с иностранным продавцом без каких-либо посредников, а оплата растаможки – только с банковского счёта импортера.

Возмещение импортного НДС возможно в следующих формах:

  • зачёт по имеющимся у налогоплательщика долгам перед бюджетом;
  • возврат причитающихся средств по реквизитам расчётного счёта организации;
  • зачисление суммы в счёт будущих налоговых платежей;
  • возврат или зачёт части запрошенной суммы.

Экспортный НДС

Вывоз товара за рубеж позволяет делать учёт экспортного НДС по ставке 0%. Это означает, что сумма, полученная от реализации продукции, не облагается налогом на добавленную стоимость, поскольку продажа произведена не внутреннему покупателю, а иностранному партнёру. Однако для применения нулевой ставки продавец обязан доказать факт перемещения товара за пределы страны в режиме экспорта.

Основанием для возмещения экспортного НДС является предоставление в налоговые органы пакета документов:

  • контракт на поставку продукции зарубежному контрагенту;
  • банковская выписка о поступлении оплаты по договору;
  • таможенная декларация с отметкой таможни о перемещении груза;
  • сопроводительные документы, также отмеченные на таможенном пункте пропуска.

Указанные документы в течение 180 дней с момента получения оплаты от покупателя должны быть переданы в ИФНС вместе с декларацией по НДС. При нарушении сроков либо неполном комплекте подтверждающих документов НДС по экспортным операциям к зачёту не принимается. В этом случае налоговая вправе сделать доначисление по налогу по ставке 10 или 18 % и вменить организации пени, уведомив налогоплательщика в 10-дневный срок об отказе в возмещении с указанием причины.

Если с документами все в порядке, а требование возмещения налога обоснованно, возврат экспортного НДС происходит путём перечисления на расчётный счёт налогоплательщика либо в форме списания текущих и будущих задолженностей.

Неправомерное получение возврата НДС из бюджета является мошенничеством, чем и объясняются достаточно жёсткий подход налоговых органов к проверке импортно-экспортных операций и частые отказы в возмещении. Участник ВЭД при наличии обоснованных возражений может подать апелляцию на решение ИФНС или обратиться в арбитраж для защиты своих интересов в судебном порядке.